Самоходная артиллерия по сравнению с буксируемой имела много преимуществ. Она могла непрерывно сопровождать войска, обеспечивать их огневой защитой, быстро менять позиции, сближаться с противником и уничтожать его огневые точки. Самоходная артиллерия стала необходима, когда Красная армия смогла переломить ход войны и готовилась наступать на гитлеровские войска.
Самоходную установку (СУ-76) совместно разработали конструкторские бюро завода № 38 в Кирове. Ее создали летом 1942 года на базе легких танков Т-60 и Т-70. Важный вклад в создание самоходки внес советский конструктор бронетанкового вооружения и техники Семен Гинзбург — он руководил всеми этапами работы.
Первые СУ-76 имели неудачную силовую установку из спаренных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 лошадиных сил. На испытаниях проблем не нашли, но их обнаружили при первом же применении в бою на Волховском фронте. Синхронизировать работу двух двигателей и коробок передач было крайне сложно: на трудных участках дороги машиной было очень тяжело управлять.
Полностью закрытое боевое отделение оказалось неудобным для работы экипажа. Все это привело к тому, что после выпуска 608 машин серийное производство СУ-76 приостановили, а конструкция была отправлена на доработку.
Модернизированная самоходная артиллерийская установка получила индекс СУ-76М. В новой модели двигатели установили один за другим по правому борту — это позволило избежать разбалансировки. При этом ось ствола орудия сместили на 20 сантиметров влево, как и рабочее место механика-водителя. А рабочее отделение сделали открытым. По последнему решению единого мнения нет до сих пор.
С одной стороны, открытое отделение позволило снизить массу, облегчить работу расчета, улучшить обзор, в нем не скапливались пороховые газы, а люди могли быстро покинуть горящую машину. С другой — любая осколочная граната, попав в него, почти гарантированно уничтожала экипаж. Особенно существенной эта проблема была в городских боях.
Впервые самоходки массово применили на Курской дуге летом 1943 года. Поначалу их ошибочно пытались использовать вместо танков и пускали в прорыв перед пехотой. Это привело к огромным потерям: СУ-76 имела только противопульное бронирование. Позже командование скорректировало тактику: самоходки шли за танками и пехотой, поддерживая их интенсивным огнем.
В то же время слабое бронирование облегчало конструкцию. Благодаря легкости СУ-76М могла успешно передвигаться по болотистой местности, где более тяжелые машины вязли. Из-за небольших размеров самоходка могла маневрировать на узких улицах и среди обломков зданий и уничтожать огневые точки там, где не могли пройти танки. Это все сделало машину крайне востребованной на фронте.
Самоходную установку (СУ-76) совместно разработали конструкторские бюро завода № 38 в Кирове. Ее создали летом 1942 года на базе легких танков Т-60 и Т-70. Важный вклад в создание самоходки внес советский конструктор бронетанкового вооружения и техники Семен Гинзбург — он руководил всеми этапами работы.
Первые СУ-76 имели неудачную силовую установку из спаренных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 лошадиных сил. На испытаниях проблем не нашли, но их обнаружили при первом же применении в бою на Волховском фронте. Синхронизировать работу двух двигателей и коробок передач было крайне сложно: на трудных участках дороги машиной было очень тяжело управлять.
Полностью закрытое боевое отделение оказалось неудобным для работы экипажа. Все это привело к тому, что после выпуска 608 машин серийное производство СУ-76 приостановили, а конструкция была отправлена на доработку.
Модернизированная самоходная артиллерийская установка получила индекс СУ-76М. В новой модели двигатели установили один за другим по правому борту — это позволило избежать разбалансировки. При этом ось ствола орудия сместили на 20 сантиметров влево, как и рабочее место механика-водителя. А рабочее отделение сделали открытым. По последнему решению единого мнения нет до сих пор.
С одной стороны, открытое отделение позволило снизить массу, облегчить работу расчета, улучшить обзор, в нем не скапливались пороховые газы, а люди могли быстро покинуть горящую машину. С другой — любая осколочная граната, попав в него, почти гарантированно уничтожала экипаж. Особенно существенной эта проблема была в городских боях.
Впервые самоходки массово применили на Курской дуге летом 1943 года. Поначалу их ошибочно пытались использовать вместо танков и пускали в прорыв перед пехотой. Это привело к огромным потерям: СУ-76 имела только противопульное бронирование. Позже командование скорректировало тактику: самоходки шли за танками и пехотой, поддерживая их интенсивным огнем.
В 1944 году выпуск СУ-76М составлял около 25 процентов от всего производства боевых гусеничных машин СССР. До конца войны Рабоче-крестьянская Красная армия получила около 12 тысяч самоходок.