1911 год в Российской империи ознаменовался полувековым юбилеем отмены крепостного права. Накануне, в 1910 году, небольшая группа рыбинских граждан обратилась к землякам с предложением отметить юбилей установкой монумента императору-освободителю Александру II.
Начался сбор пожертвований в фонд специальной комиссии. Председателем комиссии стал Ефрем Степанович Калашников, купец первой гильдии и председатель Рыбинского биржевого комитета. В 1911 году сумма, которая находилась в распоряжении совета, превысила 10 тысяч рублей.
Весной 1912 года прошел конкурс проектов памятника. В нем победил вариант, предложенный петроградской фирмой Адольфа Морана. Автором скульптуры в этом проекте был уроженец ярославского края Александр Михайлович Опекушин. Созданный для Рыбинска скульптурный портрет был одной из версий статуи, установленной в Московском Кремле. Срок установки памятника был первоначально назначен на 1913 год, но в итоге оказался перенесен на следующий год.
Монумент изображал императора Александра II в полный рост, в сюртуке, опирающимся левой рукой на небольшую колонну. Статуя имела значительное портретное сходство с моделью, поскольку Опекушин знал многих членов императорской семьи Романовых лично.
Скульптура была поставлена на постамент в виде усеченной пирамиды из финского гранита. Общая высота памятника составила около восьми метров.
Памятник был установлен на Красной площади Рыбинска, которую окружали гостиные дворы и здание Новой хлебной биржи. Это был торговый и финансовый центр города.
Памятник Александру II простоял на Красной площади четыре года. В 1918 году он был демонтирован, а на его постаменте были установлены символы нового советского государства — серп и молот. Дальнейшая судьба монумента неизвестна. По одной версии, его утопили в Волге, по другой — распилили на несколько частей и переплавили на металл.
Данная модель памятника была создана для рыбинского
фонда «Возможно всё» для воссоздания статуи на прежнем месте.
Санкт-петербургский скульптор Альберт Серафимович Чаркин создал модель и
гипсовую скульптуру в полный рост для дальнейшей отливки из бронзы. Но на
производство бронзового памятника не была собрана необходимая сумма.