Модель парусно-винтового крейсера «Память Меркурия» находится в Фелицынском музее среди экспонатов выставки «Морской калейдоскоп». Ее изготовил в начале XX века житель города Георгий Мултых из дерева, стекла и металла.
Бриг «Меркурий» участвовал в 1829 году в очередной русско-турецкой войне, им командовал капитан-лейтенант Александр Казарский. В одном из морских боев судно атаковали сразу два турецких линейных корабля — «Селимие» и «Реал-бей». Однако «Меркурию» удалось не только отбиться от них, но и одержать победу.
Император Николай I распорядился, чтобы в память об этом подвиге в российском военном флоте всегда был корабль «Память Меркурия». Если старое судно списывали, его имя присваивали новому.
Парусно-винтовой крейсер «Память Меркурия», модель которого создал Георгий Мултых, построили в 1880 году. Судно по заказу российского военного флота собрали во Франции, в городе Тулоне. Тогда оно называлось «Ярославль». В 1882 году крейсер зачислили в состав Черноморского флота и переименовали в «Память Меркурия». Долгое время это судно было единственным крейсером и самым быстроходным кораблем в Черном море. В 1907 году «Память Меркурия» исключили из флота и законсервировали в Севастопольском порту.
Георгий Мултых сначала служил на крейсере матросом. Затем он повредил пальцы на левой руке, и его перевели в писари. Тогда Мултых и начал работать над моделью «Памяти Меркурия». Он вырезал ее 15 месяцев — с мая 1900 года по август 1901-го. Почти всю работу мастер выполнил одной рукой. За эту модель он удостоился Высочайшей награды и личной благодарности великого князя Алексея Александровича.
После службы Георгий Мултых вернулся в родной Екатеринодар (сегодня — Краснодар). Там он подарил модель крейсера наказному атаману Кубанского казачьего войска Михаилу Бабычу. А новый владелец передал ее Кубанскому войсковому этнографическому и естественно-историческому музею, который затем преобразовали в музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына.
До наших дней модель сохранилась не полностью. Сейчас утрачены три миниатюрные модели артиллерийских орудий и два флажка — на носу и кормовой мачте. А на корме отсутствует металлическая деталь оснастки.
Бриг «Меркурий» участвовал в 1829 году в очередной русско-турецкой войне, им командовал капитан-лейтенант Александр Казарский. В одном из морских боев судно атаковали сразу два турецких линейных корабля — «Селимие» и «Реал-бей». Однако «Меркурию» удалось не только отбиться от них, но и одержать победу.
Император Николай I распорядился, чтобы в память об этом подвиге в российском военном флоте всегда был корабль «Память Меркурия». Если старое судно списывали, его имя присваивали новому.
Парусно-винтовой крейсер «Память Меркурия», модель которого создал Георгий Мултых, построили в 1880 году. Судно по заказу российского военного флота собрали во Франции, в городе Тулоне. Тогда оно называлось «Ярославль». В 1882 году крейсер зачислили в состав Черноморского флота и переименовали в «Память Меркурия». Долгое время это судно было единственным крейсером и самым быстроходным кораблем в Черном море. В 1907 году «Память Меркурия» исключили из флота и законсервировали в Севастопольском порту.
Георгий Мултых сначала служил на крейсере матросом. Затем он повредил пальцы на левой руке, и его перевели в писари. Тогда Мултых и начал работать над моделью «Памяти Меркурия». Он вырезал ее 15 месяцев — с мая 1900 года по август 1901-го. Почти всю работу мастер выполнил одной рукой. За эту модель он удостоился Высочайшей награды и личной благодарности великого князя Алексея Александровича.
После службы Георгий Мултых вернулся в родной Екатеринодар (сегодня — Краснодар). Там он подарил модель крейсера наказному атаману Кубанского казачьего войска Михаилу Бабычу. А новый владелец передал ее Кубанскому войсковому этнографическому и естественно-историческому музею, который затем преобразовали в музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына.
До наших дней модель сохранилась не полностью. Сейчас утрачены три миниатюрные модели артиллерийских орудий и два флажка — на носу и кормовой мачте. А на корме отсутствует металлическая деталь оснастки.