Наряду с корабельным флотом на Балтике начали создавать и гребно-парусный, что диктовалось мелководностью (особенно в восточной части Финского залива) и наличием шхерных районов, стесняющих свободное маневрирование крупных парусных кораблей. На Олонецкой верфи 29 июля 1703 года при участии Петра I заложили первую галеру Балтийского флота «Святой апостол Пётр». Строились первые галеры по «турецкой» технологии, длина их была 39,96 м, ширина — 5,04 м, присутствовали 28–30 банок (сидений) для гребцов. По традиции галерного судостроения, имевшейся в те годы, под «турецкой» технологией в действительности следует подразумевать греческую. Все ведущие галерные мастера, создававшие в России гребно-парусные корабли для Балтийского флота почти до самого конца Северной войны, были греками. Артиллерийское вооружение первых галер Балтийского флота было весьма сильным, от 18 до 21 орудий. Экипаж первых балтийских галер мог превышать 500 человек.
В конце 1710 — начале 1711 года в Выборге развернулось строительство нового типа галер — скампавей, которым суждено было сыграть исключительно важную роль в ходе военных действий во второй половине Северной войны. Терминологическая четкость в разделении судов галерного флота на различные подклассы современниками соблюдалась не всегда. Одно и то же судно могло называться галерой, полугалерой, скампавеей или бригантиной. Если требовалось указать, например, на разницу в численности экипажей гребно-парусных судов, тип судна уточнялся полностью — бригантина «русская» или «итальянская».
Завершающие годы Северной войны и последовавший за ними период правления Петра Великого характеризуются ускоренными поисками «доброй пропорции» для отечественных галер. В России начинается строительство «французских» галер по чертежам французского мастера Клавдия Ниулона. Единственным исключением была строившаяся тогда мастером Франческо Дипонти по «изустному указу» царя «для пробы» 25-баночная «венецианская» галера «Двина».
Галера «Двина» была назначена в качестве флагманского корабля Фёдора Матвеевича Апраксина. Ее длина составляла 48,5 м, ширина — 9,6 м, вооружение — одна 24-фунтовая и две 12-фунтовые пушки, двенадцать 3-фунтовых фальконетов. Галера имела три мачты. В 1723 году Пётр I опробовал «венецианскую» галеру «на ходу», и после этих испытаний такой тип галер больше не строился. Царь повелел, чтобы все галеры были «французского манира».
В конце 1710 — начале 1711 года в Выборге развернулось строительство нового типа галер — скампавей, которым суждено было сыграть исключительно важную роль в ходе военных действий во второй половине Северной войны. Терминологическая четкость в разделении судов галерного флота на различные подклассы современниками соблюдалась не всегда. Одно и то же судно могло называться галерой, полугалерой, скампавеей или бригантиной. Если требовалось указать, например, на разницу в численности экипажей гребно-парусных судов, тип судна уточнялся полностью — бригантина «русская» или «итальянская».
Завершающие годы Северной войны и последовавший за ними период правления Петра Великого характеризуются ускоренными поисками «доброй пропорции» для отечественных галер. В России начинается строительство «французских» галер по чертежам французского мастера Клавдия Ниулона. Единственным исключением была строившаяся тогда мастером Франческо Дипонти по «изустному указу» царя «для пробы» 25-баночная «венецианская» галера «Двина».
Галера «Двина» была назначена в качестве флагманского корабля Фёдора Матвеевича Апраксина. Ее длина составляла 48,5 м, ширина — 9,6 м, вооружение — одна 24-фунтовая и две 12-фунтовые пушки, двенадцать 3-фунтовых фальконетов. Галера имела три мачты. В 1723 году Пётр I опробовал «венецианскую» галеру «на ходу», и после этих испытаний такой тип галер больше не строился. Царь повелел, чтобы все галеры были «французского манира».