Митра — богато украшенный головной убор, часть богослужебного облачения священнослужителей. Экспонат из Вологодского музея был обнаружен в погребальной камере епископа Вологодского и Белозерского Иосифа Золотого (1720—1774) в процессе археологических раскопок в некрополе Софийского собора, расположенного в Вологодском кремле.
1 / 2
Митра из погребения Иосифа Золотого
Время создания
Россия, конец XVIII века
Размер
окружность - 62 см
Техника
бархат, шёлк, золотные нити, стразы в кастах и жемчуг; шитье, золотная вышивка, лицевое шитье
Выставка
1
Открыть в приложении#1
Митра из погребения Иосифа Золотого
#2
#3
Вид Вологодского кремля и место захоронения Иосифа Золотого на плане Софийского собора
#4
Иосиф Золотой родился в Москве и получил образование в Славяно-греко-латинской академии, после окончания которой принял монашеский постриг. Позднее, в 1761 году, он был рукоположен в сан епископа Вологодского и Белозерского.
Большое внимание Иосиф Золотой уделял духовному образованию. По повелению епископа в Вологодском кремле было заложено здание кафедрального Воскресенского собора, построены новые корпуса и палаты. Он собрал богатую библиотеку и расширил Вологодскую семинарию.
Епископ скончался 25 декабря 1774 года и был похоронен в Софийском соборе Вологды.
#5
Портрет Иосифа Золотого. Фрагмент. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
#6
Состояние сохранности
#19
Общий вид митры до реставрации
#8
Специфика археологического текстиля состоит в том, что волокна ткани — крайне хрупкий органический материал — далеко не всегда выдерживают воздействие экстремальных факторов в условиях захоронений. В результате экспонат или полностью исчезает или доходит до нас сильно разрушенным.
#9
Фрагмент митры до реставрации
#10
Текстильная основа шитья митры сохранилась в виде разрозненных фрагментов. Прикрепы большей части золотного шитья были утрачены, поэтому шитьё местами представляло собой спутанные клубки золотных нитей. Специалисты зафиксировали многочисленные осыпи и утраты жемчужного шитья.
#11
Фрагмент митры до реставрации
#12
На снимках фрагментов, сделанных под микроскопом, отчетливо видны сильные поверхностные загрязнения золотного шитья. Нити прикрепа частично отсутствовали и имели многочисленные обрывы, вследствие чего золотные нити шитья во многих местах распадались. В местах утрат основы золотные нити были сильно спутаны.
#13
Фрагмент митры до реставрации под микроскопом
#14
Реставрационные работы
#15
Первичная очистка поверхности митры проводилась с большой осторожностью при помощи кистей разной жесткости. Одновременно осуществлялся разбор бисера и золотных нитей, утративших свой прикреп. Вследствие того, что памятник находился в руинированном состоянии, полная водная очистка была невозможна.
#16
Процесс закрепления нитей шитья
#17
Наиболее загрязненные фрагменты митры были закреплены на сетке, после чего проводилась локальная очистка. Также в процессе очистки устранялись особо сильные деформации ткани и шитья. Фрагменты золотного шитья укреплялись на шелковой дублировочной ткани. Реставраторы провели длительную работу по восстановлению нитей прикрепа. Медальоны были демонтированы и укреплены на тонированную шелковую ткань, восстановлен рисунок золотного шитья.
#20
читать дальшескрыть
Митра из погребения Иосифа Золотого
Время создания
Россия, конец XVIII века
Размер
окружность - 62 см
Техника
бархат, шёлк, золотные нити, стразы в кастах и жемчуг; шитье, золотная вышивка, лицевое шитье
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться