Тувинский игил — это двухструнный смычковый музыкальный инструмент. Он имеет овальный корпус, переходящий в длинную шейку, которая заканчивается резной головкой в виде головы лошади, две струны из конского волоса, кожаную деку с резонаторным отверстием. По-другому игил называют «аът баштыг игил» («лошадиноголовый игил»). Еще бытует игил с трапециевидной формой корпуса, распространенный в основном в южных и восточных районах республики.
В конструкции игила насчитывается около 10 деталей, имеющих собственные названия (например: головка — баш, колки — кулактар, резонаторное отверстие — үт).
Игил в большинстве случаев изготавливается самими исполнителями по традиционной технологии. Для этого нужен не только талант и навыки, но и некое внутреннее состояние, чтобы игил запел нежно и пронзительно.
По сведениям, полученным от старейших мастеров, традиционный игил вырезается из лиственницы, поскольку она дает более мягкий тембр по сравнению с другими породами древесины. Реже используются ель, сосна или кедр. Корпус игила изготавливается из цельного куска древесины. Главное при изготовлении игила — сухой материал. Раньше для изготовления особо звучного инструмента, а также для ускорения процесса изготовления брали древесину дерева, в которое ударила молния.
Дека (арны) с резонаторным отверстием часто изготавливается из кожи мелкого рогатого скота. Но в особых случаях, когда хотят, чтобы инструмент был звучным, берут кожу, снятую с лицевой части черепа лошади.
Считается, что если струны сделаны из сочетания волоса хвостов лошадей, обладающих мелкой и крупной иноходью, рысака и лошади, обладающей смешанным бегом, то игил обладает особым звучанием. В современных условиях конский волос зачастую заменяют тонкой леской, которая отличается прочностью, но уступает теплоте и гибкости звука струны из волоса. Смычок имеет форму лука.
Игил обладает мягким, гибким, легким звучанием. Благодаря богатым техническим и выразительным возможностям игил — сольный концертный инструмент с обширным репертуаром. Однако этот инструмент идеально сочетается с горловым пением и максимально передает внутреннее состояние певца.