Яшма — полудрагоценный поделочный камень, горная порода, сложенная в основном кварцем с примесями минералов. Высокая твердость минерала была замечена еще в каменном веке. Из яшмы древний человек изготавливал орудия: рубила, топоры, наконечники. В древности из яшм делали печатки и амулеты, якобы оберегавшие от расстройства зрения и от засухи.
Название яшмы произошло от греческого «яспис» — пёстрый или крапчатый камень. Яшма образовалась на дне древних морей из осадочных пород. В ней иногда встречаются окаменелости древних морских животных с кремнистым или известковым скелетом. Для яшм характерны самые разнообразные текстуры: массивная, пятнистая, полосчатая. Наличие множества тонкораспыленных и неравномерно распределённых примесей обусловливает разнообразие и пестроту окраски породы. Однотонные яшмы встречаются редко.
В наше время яшма — популярный материал для художественных камнерезных изделий и каменной мозаики. При шлифовке и полировке требуют осторожности: ленточные яшмы склонны распадаться по границам слоев. В России яшма пользовалась большой популярностью при Екатерине II, которая развивала камнерезное дело и способствовала созданию нескольких крупных заводов по обработке яшмы. Многие произведения камнерезного искусства того времени сейчас хранятся в Эрмитаже.
В изделиях фирмы Фаберже, в частности, в известных пасхальных яйцах, яшма тоже использовалась.
Название яшмы произошло от греческого «яспис» — пёстрый или крапчатый камень. Яшма образовалась на дне древних морей из осадочных пород. В ней иногда встречаются окаменелости древних морских животных с кремнистым или известковым скелетом. Для яшм характерны самые разнообразные текстуры: массивная, пятнистая, полосчатая. Наличие множества тонкораспыленных и неравномерно распределённых примесей обусловливает разнообразие и пестроту окраски породы. Однотонные яшмы встречаются редко.
В наше время яшма — популярный материал для художественных камнерезных изделий и каменной мозаики. При шлифовке и полировке требуют осторожности: ленточные яшмы склонны распадаться по границам слоев. В России яшма пользовалась большой популярностью при Екатерине II, которая развивала камнерезное дело и способствовала созданию нескольких крупных заводов по обработке яшмы. Многие произведения камнерезного искусства того времени сейчас хранятся в Эрмитаже.
Некоторые изделия из яшмы, особенно, имеющие историю, могут оцениваться исключительно дорого. Так, на одном из аукционов XIX века шкатулка из зелёной с красными прожилками яшмы работы Бенвенуто Челлини была продана бароном Ротшильдом за 400 тысяч золотых рублей. Почти столько стоили все картины из собрания русского коллекционера и мецената Павла Третьякова.
В изделиях фирмы Фаберже, в частности, в известных пасхальных яйцах, яшма тоже использовалась.
Известно, что среди 88 изделий этой фирмы, приобретенных императрицей Марией Федоровной с 1891 по 1898 годы, было 5 изделий из яшмы. В 1912 году фирма Фаберже направила запрос на Екатеринбургскую гранильную фабрику с заказом большого объема самоцветов. Среди них была Калканская яшма, Николаевская яшма и самая дорогая — орская яшма.