Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «ГИК №1. Дело агента Сапфир»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

М.Ф. Кшесинская

Время создания
1907–1912 гг.
Место создания
Россия, Санкт-Петербург
Размер
22,7x13,7 см
Техника
бумага, картон, фотопечать, сепия
6
Открыть в приложении
#1
М.Ф. Кшесинская
#2
Имя балерины Матильды Феликсовны Кшесинской не без причин окружено атмосферой скандала. Любовница последнего русского царя, в бытность его наследником, и двух великих князей, эта женщина, несомненно, занимает место в ряду роковых героинь истории. Подобно многим из таких героинь, она отнюдь не была красавицей. Небольшого роста, крепкая, темноволосая, с узкой талией и мускулистыми, почти атлетическими ногами, она смотрит с фотографий начала века живым и вызывающим взором.

Трудно сравнивать ее с другими известными танцовщицами-современницами. Она и близко не подходила к Т.П. Карсавиной с ее безупречной красотой, уступала миловидности В.А. Трефиловой и Л.Г. Кякшт. В ней не было ни утонченности, ни гениального порыва А.П. Павловой, заменявших великой танцовщице красоту. Пикантность, кокетливость, шик больше всего объясняли секрет сценического обаяния Кшесинской.
 
Главными же козырями в крупной игре танцовщицы были энергия, сила воли, практицизм и удивительное знание тайных пружин своего времени. Это позволяло ей оставаться фактической хозяйкой на петербургской балетной сцене и решать там многое, вплоть до вопросов текущего репертуара.
#4
Дарственная надпись на фото
#9
Кшесинская и Павлова — воспитанницы одной и той же школы, одних и тех же учителей — выглядят актрисами разных эпох на фотографиях середины 1900-х годов. Собственно, разница возникает после 1904 года, то есть после первых гастролей Айседоры Дункан в России. Облик Павловой изменяется от снимка к снимку. Ее тело становится все более свободным и гибким, подчиняя своим движениям складки костюма.

Голова закинута, волосы небрежно подколоты, может быть просто распущены, губы вдохновенно полураскрыты или скорбно сжаты. Руки порывисто взлетают, охватывают пугливо плечи, тревожно прижимаются к груди. Ноги иной раз совсем нарушают канон классической школы, словно импровизируя в звуках неслышимой музыки. Даже спокойная поза лишена статики, передавая только вот этот миг нестойкого, текучего времени. Облик Кшесинской всегда неизменен, какова бы ни была роль. Голова наклонена вбок, волосы — будь то хоть египетская царевна, хоть бродячая цыганка — аккуратно завиты, уложены по моде. Шея украшена бриллиантовым ожерельем. Торс схвачен тугим корсетом. Руки фиксируют заданную позу. Ноги выворотно закрепляют четвертую или пятую позицию экзерсиса. Идеал неподвижно застывшего времени передан в устойчивой, законченной форме.

Неизменными оставались и страсти тщательно разученной роли. Павлова расточала душевные силы, перевоплощаясь в Никию или Жизель, в Лебедя или героиню «Ночи» Рубинштейна, превращая концертный номер каждый раз в новый спектакль. У Кшесинской лукавство Лизы, гордость Аспиччии, горе Эсмеральды могли быть сыграны сегодня хуже, завтра лучше, но во всех столь разных ролях она оставалась собою — прима-балериной императорской сцены. Смятенному поиску противостояла незыблемость старых норм. Великая танцовщица-актриса и блистательная премьерша-виртуозка в одной и той же роли демонстрировали не просто различие индивидуальностей и личных вкусов. Век нынешний и век минувший сталкивались в их искусстве, обнажая антагонизм творческих идей, непримиримость эстетических позиций. И обе умели одерживать победы, заставляя сторонников чужого лагеря ценить силу противника.
В.М. Красовская. Матильда Кшесинская. Легенды русского балета
#3
В коллекции И.Ф. Манасевича-Мануйлова было несколько автографов М. Кшесинской.
#5
М.Ф. Кшесинская. Скульптура работы Трубецкого (с автографом М.Ф. Кшесинской). Фотоателье «К.К. Булла», Санкт-Петербург. Не ранее 1910 года. В левом верхнем углу фото автограф М.Ф. Кшесинской
#6
По словам директора Императорских театров князя С.М. Волконского, вышедшего в отставку из-за каприза Кшесинской, Николай II по просьбе Кшесинской вмешивался в мелочные подробности балетного репертуара и даже распределения ролей. Это было всегда ради удовлетворения какого-нибудь желания Кшесинской; это всегда сопровождалось какою-нибудь несправедливостью по отношению к какой-нибудь другой танцовщице.
#11
Автограф М.Ф. Кшесинской
#7
В 1958 году балетная труппа Большого театра приехала в Париж. Хотя я не хожу больше никуда, деля свое время между домом и танцевальной студией, где зарабатываю, чтобы жить, я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций. Разумеется, техника далеко шагнула вперед и заслуживает нашего уважения. Вдобавок, она направлена не на то, чтобы ослеплять, а на то, чтобы чаровать и возвышать. Россия способна, как никто, сочетать технику и вдохновение.
М.Ф. Кшесинская
#10
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

М.Ф. Кшесинская

Время создания
1907–1912 гг.
Место создания
Россия, Санкт-Петербург
Размер
22,7x13,7 см
Техника
бумага, картон, фотопечать, сепия
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%