Матрешка «Девушка с петухом» из пяти фигурок — одна из самых ранних в музейном собрании. Она поступила в дар от семьи Стахеевых, в прошлом — известной династии крупных промышленников, меценатов, коллекционеров произведений народного и декоративно-прикладного искусства. По словам дарителей, матрешка хранилась в семье несколько десятилетий.
Образцы первых матрешек были созданы в московской мастерской «Детское воспитание», принадлежавшей Анатолию Мамонтову. Здесь художники вначале создавали куклы, наряды которых повторяли праздничную женскую одежду жителей разных российских губерний и уездов. Автором первых матрешек считается русский художник Сергей Малютин. В 1890 году русский токарь Василий Звездочкин по его эскизу вырезал матрешку, состоящую из восьми фигур — такие называли восьмиместными. «Матрена» представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике. На голове ее был цветастый платок, а в руках — черный петушок.
В 1904 году Учебная игрушечная мастерская Московского губернского земства в Сергиевском Посаде выкупила часть ассортимента изделий мастерской «Детское воспитание», в том числе и матрешки. Кукла в образе крестьянки быстро приобрела популярность. В Сергиевом Посаде наборы матрешек изготавливали в больших количествах.
Матрешку «Девушка с петухом» выточили в 1900-е годы в земской или в одной из частных мастерских города по мотивам матрешки Сергея Малютина. Она тоже изображена в образе крестьянки в традиционном народном костюме с черным петухом в руках.
В переводе с латинского «матрона» значит «мать семейства». Матрешку считали олицетворением семьи как единого целого, где первая и самая большая кукла соотносится с матерью — хранительницей домашнего очага, жизнелюбивой, открытой миру женщиной, а следующие куклы — ее многочисленное семейство.
Птица в этом случае также имеет символическое значение. В старину петух считался символом плодородия и продолжения рода, вестником солнца, его глашатаем. Своим утренним криком он оповещал о рассвете, приветствовал восход солнца и начало нового дня.
Образцы первых матрешек были созданы в московской мастерской «Детское воспитание», принадлежавшей Анатолию Мамонтову. Здесь художники вначале создавали куклы, наряды которых повторяли праздничную женскую одежду жителей разных российских губерний и уездов. Автором первых матрешек считается русский художник Сергей Малютин. В 1890 году русский токарь Василий Звездочкин по его эскизу вырезал матрешку, состоящую из восьми фигур — такие называли восьмиместными. «Матрена» представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике. На голове ее был цветастый платок, а в руках — черный петушок.
В 1904 году Учебная игрушечная мастерская Московского губернского земства в Сергиевском Посаде выкупила часть ассортимента изделий мастерской «Детское воспитание», в том числе и матрешки. Кукла в образе крестьянки быстро приобрела популярность. В Сергиевом Посаде наборы матрешек изготавливали в больших количествах.
Матрешку «Девушка с петухом» выточили в 1900-е годы в земской или в одной из частных мастерских города по мотивам матрешки Сергея Малютина. Она тоже изображена в образе крестьянки в традиционном народном костюме с черным петухом в руках.
В переводе с латинского «матрона» значит «мать семейства». Матрешку считали олицетворением семьи как единого целого, где первая и самая большая кукла соотносится с матерью — хранительницей домашнего очага, жизнелюбивой, открытой миру женщиной, а следующие куклы — ее многочисленное семейство.
Птица в этом случае также имеет символическое значение. В старину петух считался символом плодородия и продолжения рода, вестником солнца, его глашатаем. Своим утренним криком он оповещал о рассвете, приветствовал восход солнца и начало нового дня.