У родившейся и выросшей в сельской местности Валентины Бочаровой работы на тему провинциального быта отличаются особой яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью. Нашли своё отражение в её творчестве и народные гуляния.
Матаня
В композиции панно «Матаня» автор обращается к воспоминаниям о том, как «гуляли» в праздничные (и не только) дни в деревне. «Матаня» — пляска с исполнением частушечных куплетов под специальный наигрыш гармошки или балалайки. Пляска «Матаня» идёт по кругу, музыкант может находиться или в центре круга, или в кругу вместе с поющими. В момент исполнения куплета поющий не пляшет, сопровождая исполнение плавной жестикуляцией, затем наступает время проигрыша и энергичной пляски, после чего вступает следующий по кругу певец. Происходит своего рода соревнование между участниками и в припевках, и в танце.
Радостное, ни с чем не сравнимое чувство наполненности жизнью и движением пронизывает работу. Пространство картины напоминает сценическую площадку. На первом плане гармонист в алой рубахе залихватски играет на гармошке, за ним красивая женщина ему подпевает. А в центре композиции две молодые девушки пляшут «Матаню». Спокойные фигуры взрослых и детей на заднем плане уравновешивают общую композицию работы и еще более усиливают впечатление общего вовлечения в атмосферу веселья. Родившаяся в народе «Матаня» была обязательным ритуалом во многих регионах нашей страны и зачастую была основным действом на всех праздниках вплоть до конца 20 века.