Картина «Масленица в Казани в 1883 году» была написана по заказу музея специально для экспозиции «Ф.И. Шаляпин и Казань». В основе ее сюжета — народное гуляние, которое любил посещать юный Фёдор Шаляпин в родном городе.
Шаляпины жили недалеко от Николаевской площади — в современной Казани это Ленинский сад. Здесь проходили большие городские праздники, стояли карусели, шумела ярмарка, шли игры и забавы. Солдатский оркестр играл «Камаринскую», а скоморохи с обветренными лицами строили гримасы, шутили и балагурили.
Особенный восторг у 10-летнего Шаляпина вызывал уличный балаган Якова Мамонова. Артист, акробат и гимнаст зазывал всех в свой «Театр спиритизма и магии», где показывал чудеса и фокусы. Позднее Фёдор узнал, что Яков Мамонов — сапожник и свою первую труппу он сколотил из учеников своей мастерской, жены и сына.
Образ Мамонова стал для мальчика примером веры в свое призвание, ведь юный Шаляпин жил в бедности, и его мечты о сцене казались несбыточными. Дома маленький Федя любил играть «в Яшку», наряжаясь в мамину одежду и притворяясь кем-то другим.
«Не решусь сказать вполне уверенно, что именно Яков Мамонов дал первый толчок, незаметно для меня пробудивший в душе моей тяготение к жизни артиста, но может быть именно этому человеку, отдавшему себя на забаву толпы, я обязан рано проснувшимся во мне интересом к театру, к „представлению“, так не похожему на действительность».
Мальчик всегда жалел, когда наступал Великий пост и праздник заканчивался.
Шаляпины жили недалеко от Николаевской площади — в современной Казани это Ленинский сад. Здесь проходили большие городские праздники, стояли карусели, шумела ярмарка, шли игры и забавы. Солдатский оркестр играл «Камаринскую», а скоморохи с обветренными лицами строили гримасы, шутили и балагурили.
Особенный восторг у 10-летнего Шаляпина вызывал уличный балаган Якова Мамонова. Артист, акробат и гимнаст зазывал всех в свой «Театр спиритизма и магии», где показывал чудеса и фокусы. Позднее Фёдор узнал, что Яков Мамонов — сапожник и свою первую труппу он сколотил из учеников своей мастерской, жены и сына.
Образ Мамонова стал для мальчика примером веры в свое призвание, ведь юный Шаляпин жил в бедности, и его мечты о сцене казались несбыточными. Дома маленький Федя любил играть «в Яшку», наряжаясь в мамину одежду и притворяясь кем-то другим.
«Не решусь сказать вполне уверенно, что именно Яков Мамонов дал первый толчок, незаметно для меня пробудивший в душе моей тяготение к жизни артиста, но может быть именно этому человеку, отдавшему себя на забаву толпы, я обязан рано проснувшимся во мне интересом к театру, к „представлению“, так не похожему на действительность».
Мальчик всегда жалел, когда наступал Великий пост и праздник заканчивался.