На старой фотографии — изображение семейной пары, мужчины и женщины в возрасте 25–30 лет. Снимок сделан в фотоателье. Граница кадра проходит чуть выше коленей моделей, что дает возможность хорошо рассмотреть лица и фигуры супругов.
Мужчина, изображенный на фотографии, — Афанасий Петрович Байкузов, машинист, участник Первой русской революции и руководитель рабочего движения железнодорожников на станции Рузаевка, которая находится на пересечении крупных транспортных линий, ведущих в центр России.
Афанасий Байкузов родился 16 января 1873 года в городе Конотопе Черниговской губернии. После окончания двухклассного городского училища поступил работать в кустарно-слесарную мастерскую, а затем учеником слесаря в железнодорожные мастерские. В 20 лет он устроился на работу помощником машиниста в депо Моршанска, а год спустя перешел в железнодорожные мастерские города Тулы.
Два года отняла служба в армии, которая проходила в Барановичах. Когда Афанасий вернулся, он устроился помощником машиниста уже в железнодорожное депо города Курска, где и проработал до 1900 года. В этот период он встретил свою будущую супругу Татьяну Казимировну (изображена на фото). В марте 1900 года Афанасий Петрович, выдержав экзаменационные испытания, получил специальность машиниста, а в мае этого же года стал работать в этой должности на станции Рузаевка. В ноябре 1901 года он был назначен на должность обер-машиниста и сопровождал военные поезда.
Афанасий Байкузов оставил яркий след в истории Мордовского края своим участием в большевистском движении. Он возглавлял революционный комитет рабочих Рузаевского железнодорожного узла. 10 декабря 1905 года Московская конференция большевиков вынесла решение о проведении политической стачки. В этот же день группа рабочих и служащих станции во главе с Байкузовым взяла власть в свои руки.
Активисты организовали распорядительный комитет и собрали дружину из 150 человек, вооруженных огнестрельным оружием. Центр управления стачкой находился в Рузаевке, а власть комитета распространялась на близлежащие станции, разъезды, деревни и села. Силами дружинников на территории поддерживался строгий порядок, а наряды рабочих охраняли важные объекты.
Комитет установил твердые цены на продукты и товары первой необходимости. На купцов и лавочников была наложена контрибуция, полученные средства шли на организацию питания в бесплатной столовой. Рабочие наладили даже выпуск собственных денежных знаков (бон). По этим квитанциям торговцы были обязаны отпускать товары служащим железной дороги в кредит.
Маленькая республика просуществовала всего одиннадцать дней. Сначала стачка была подавлена в Москве, затем начались репрессии на Московско-Казанской железной дороге. 20 декабря рабочие приняли решение прекратить забастовку, а уже два дня спустя Афанасий Байкузов был арестован и конвоирован в тюрьму города Пензы.
Татьяна Казимировна всецело поддерживала супруга во времена «Рузаевской республики». Она принимала активное участие в деятельности комитета и выступала на митингах. Жандармы арестовали Татьяну и вместе с детьми отправили в тюрьму. Афанасия Байкузова приговорили к полутора годам заключения, а после освобождения сослали в Сибирь на поселение. Семья последовала за ним.
Супругам удалось вернуться домой только после революции 1917 года. С 1924 по 1926 год Афанасий занимался организацией школы фабрично-заводского ученичества в Рузаевке, а затем стал ее директором и преподавателем. В 1926 году семья переехала в Москву. В столице Байкузов руководил учебным комбинатом на вагоноремонтном заводе имени Войтовича, а с 1938 года работал заместителем начальника Центрального бюро жалоб Наркомата путей сообщения СССР.
Афанасий Байкузов вышел на пенсию в 1943 году, но продолжал заниматься общественной деятельностью. Он активно помогал колхозу в мордовском селе Пишля, который был назван его именем еще в 1930 году. Афанасий Петрович умер в 1947 году в Москве, где и был похоронен.
Мужчина, изображенный на фотографии, — Афанасий Петрович Байкузов, машинист, участник Первой русской революции и руководитель рабочего движения железнодорожников на станции Рузаевка, которая находится на пересечении крупных транспортных линий, ведущих в центр России.
Афанасий Байкузов родился 16 января 1873 года в городе Конотопе Черниговской губернии. После окончания двухклассного городского училища поступил работать в кустарно-слесарную мастерскую, а затем учеником слесаря в железнодорожные мастерские. В 20 лет он устроился на работу помощником машиниста в депо Моршанска, а год спустя перешел в железнодорожные мастерские города Тулы.
Два года отняла служба в армии, которая проходила в Барановичах. Когда Афанасий вернулся, он устроился помощником машиниста уже в железнодорожное депо города Курска, где и проработал до 1900 года. В этот период он встретил свою будущую супругу Татьяну Казимировну (изображена на фото). В марте 1900 года Афанасий Петрович, выдержав экзаменационные испытания, получил специальность машиниста, а в мае этого же года стал работать в этой должности на станции Рузаевка. В ноябре 1901 года он был назначен на должность обер-машиниста и сопровождал военные поезда.
Афанасий Байкузов оставил яркий след в истории Мордовского края своим участием в большевистском движении. Он возглавлял революционный комитет рабочих Рузаевского железнодорожного узла. 10 декабря 1905 года Московская конференция большевиков вынесла решение о проведении политической стачки. В этот же день группа рабочих и служащих станции во главе с Байкузовым взяла власть в свои руки.
Активисты организовали распорядительный комитет и собрали дружину из 150 человек, вооруженных огнестрельным оружием. Центр управления стачкой находился в Рузаевке, а власть комитета распространялась на близлежащие станции, разъезды, деревни и села. Силами дружинников на территории поддерживался строгий порядок, а наряды рабочих охраняли важные объекты.
Комитет установил твердые цены на продукты и товары первой необходимости. На купцов и лавочников была наложена контрибуция, полученные средства шли на организацию питания в бесплатной столовой. Рабочие наладили даже выпуск собственных денежных знаков (бон). По этим квитанциям торговцы были обязаны отпускать товары служащим железной дороги в кредит.
Маленькая республика просуществовала всего одиннадцать дней. Сначала стачка была подавлена в Москве, затем начались репрессии на Московско-Казанской железной дороге. 20 декабря рабочие приняли решение прекратить забастовку, а уже два дня спустя Афанасий Байкузов был арестован и конвоирован в тюрьму города Пензы.
Татьяна Казимировна всецело поддерживала супруга во времена «Рузаевской республики». Она принимала активное участие в деятельности комитета и выступала на митингах. Жандармы арестовали Татьяну и вместе с детьми отправили в тюрьму. Афанасия Байкузова приговорили к полутора годам заключения, а после освобождения сослали в Сибирь на поселение. Семья последовала за ним.
Супругам удалось вернуться домой только после революции 1917 года. С 1924 по 1926 год Афанасий занимался организацией школы фабрично-заводского ученичества в Рузаевке, а затем стал ее директором и преподавателем. В 1926 году семья переехала в Москву. В столице Байкузов руководил учебным комбинатом на вагоноремонтном заводе имени Войтовича, а с 1938 года работал заместителем начальника Центрального бюро жалоб Наркомата путей сообщения СССР.
Афанасий Байкузов вышел на пенсию в 1943 году, но продолжал заниматься общественной деятельностью. Он активно помогал колхозу в мордовском селе Пишля, который был назван его именем еще в 1930 году. Афанасий Петрович умер в 1947 году в Москве, где и был похоронен.