Представленное в экспозиции Атаманского дворца собрание европейских работ XVII–XVIII вв. во многом уникально. Большая часть из них была привезена из Санкт-Петербурга в Новочеркасск семьей последнего царского атамана войска Донского М.Н. Граббе, когда он получил назначение на должность в 1916 году. В течение года его атаманства эти картины находились в Атаманском дворце.
В Большой гостиной Атаманского дворца, в числе прочих европейских работ XVII–XVIII веков представлена картина «Кающаяся Мария Магдалина», выполненная известным итальянским художником римской школы периода позднего Возрождения Джачинто Бранди.
Этот художник родился в семье ремесленников в местечке Поли в Лацио (область в Италии) в 1621 году. В детстве он был отдан на обучение в Рим в мастерскую известного скульптора Алессандро Альгарди, который увидел в нем будущего художника и посоветовал ему заняться живописью.
В 1638–1647 гг. Дж. Бранди учился и работал под руководством выдающегося художника и мастера фресковой живописи Джованни Ланфранко, где овладел всеми секретами мастерства.
В зрелые годы он стал одним из выдающихся мастеров фресковой живописи, писал алтарные образы и фрески в церквях Рима и Лацио. Наиболее известная его работа — роспись церкви Сан-Карло-аль-Корсо в Риме в 1671–1678 гг. Его творчество получило широкое признание, в 1668 году он был избран в Академию Святого Луки, умер художник в 1691 году в Риме.
Религиозный сюжет картины крайне популярный, встречается у многих художников. По легенде, Мария Магдалина, последовательница Христа, удалилась в пустыню после Вознесения Христова. Она решила провести там остаток жизни, приняв строжайшую аскезу. Она оплакивала свои грехи и вымаливала у Господа прощение. Со временем ее одежды сильно обветшали. Именно поэтому на полотне кающаяся Мария Магдалина изображена полуобнаженной.
Весь ее образ говорит, что суета мирская больше не интересует эту женщину. Голова Марии Магдалены приподнята, взгляд обращен вверх, в молитве к Господу. В соответствии со стилистикой барокко Джачинто Бранди использует светотеневые эффекты для придания большего драматизма сцене покаянной молитвы.