Картина Иванова В.И. «Мария Федоровна Есенина. Село Ряссы» была передана Белгородскому художественному музею от Министерства культуры РФ из фондов Международной конфедерации Союза художников.
Мария Федоровна Есенина. Село Ряссы
На полотне в центре крестьянской избы изображена женщина, спокойно сидящая у кровати со сложенными на коленях руками. Она в светлом платье и в светлом платке, по видимому в лучшей своей одежде, надетой ради дорогого гостя, художника, пишущего ее портрет. Сам живописец не присутствует в картинном пространстве, не отвлекает собой от главного, все его внимание сосредоточено на образе Марии Федоровны и окружающей ее среды. Художник акцентирует и натруженные крупные крестьянские руки героини и ее загрубевшее от ветра лицо. Солнечный свет, струящийся из небольшого окна, золотит фигуру женщины, отбрасывает резкие тени на платье, кровать, застланную белой постелью с горкой подушек под прозрачной накидушкой. Яркой доминантой в картине служит ковер на стене с красными цветами и белым овальным узором в центре. Этот узор способствует гармонии сложной игры белого (повторяющегося в разных предметах) и красного цветов в полотне. Динамичные линейные ритмы, обобщенные формы, свойственные всему творчеству В. Иванова, придают монументальность и некую торжественность всей сцене, развернутой в антураже скромного деревенского быта.
Хотя многие мои картины — о тяжелой, изнурительной крестьянской жизни. Но … какой в этих тяжелых условиях рождается человек — сильный, красивый, добрый. Этот человеческий идеал я нашел на Рязанской земле.
В.И. Иванов
Будущий народный художник СССР Виктор Иванов родился в 1924 году в Москве. До 1939 года учился в изостудии центрального Дома пионеров, в 1939–1944 годах — в Московской средней художественной школе при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова, который окончил в 1950 году.
Творческие принципы Иванова сформировались в период «оттепели» на рубеже 1950–1960-х гг. К 1960-м годам в изобразительном искусстве ликование от конца сталинской эпохи и поворота в политической жизни страны уступило место романтике трудовых будней. На художественную арену выдвинулись молодые художники, предложившие новый пластический язык: обобщенные и лаконичные формы, большие плоскости цвета, прямые линии и новые темы «героики трудовых будней». Впоследствии этот стиль назвали «суровым». Иванова по праву считают одним из основателей этого стиля.
Сегодня В. Иванов живет в Москве и, несмотря, на преклонный возраст по возможности работает. Благодаря тому, что художник связал свою творческую жизнь с Рязанщиной, его людьми, в 2004 году в Рязани открылся музей, экспозиция которого полностью посвящена творчеству Виктора Ивановича. Работы художника также хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Киевском музее русского искусства и других художественных собраниях. Автопортрет Иванова с 1983 года выставлен в итальянской Галерее Уффици, которая находится во Флоренции.
В Белгородском государственном художественном музее хранятся 12 произведений художника.