Саамский костюм со временем менялся. Изменения эти происходили последовательно, в зависимости от климата и местных сырьевых ресурсов, в процессе общения с соседними народами. Например, малицу саамы позаимствовали из традиционного костюма коми-ижемцев, оленеводов, переселившихся на Кольский полуостров в конце XIX века.
Малица — это верхняя одежда из оленьих шкур мехом вовнутрь, надеваемая через голову. Ее носят на обширных пространствах от Мурманска до Чукотки. Она удобна и практична. Такая одежда максимально соответствует и климатическим условиям, и типу хозяйства северных народов. Малицу иногда называют индивидуальным чумом, потому что, подобно чуму, она защищает человека от холода, снега и ветра.
Шили малицу длиной почти до щиколотки, книзу она шла на расширение. К вороту пришивали капюшон, который должен был плотно прилегать к лицу и при необходимости стягиваться завязками до такого диаметра, что оставалось только отверстие для дыхания. Рукава, как и капюшон, пришивались сразу к готовому изделию.
В малице, одетой мехом внутрь на голое тело, было тепло в любые морозы. Цельность кроя и некоторая конусообразность способствовали сохранению концентрации тепла. Главная ценность малицы — мех оленя. Во время движения он массировал кожу, способствовал кровообращению, что было важно для теплозащиты. При контакте с кожей он очищал ее от шлаков, впитывал чрезмерную влагу. Это происходило благодаря особому строению волоса.
В носке малица могла прослужить до шести лет. Когда малица служила долго, то становилась тяжелой из-за скопившейся в глубине ее меха грязи, поэтому она уже не так хорошо сохраняла тепло, и ее выбрасывали.
Малица универсальна: она могла быть как одеждой, так и спальным мешком.
Поверх малицы могли надевать специальную рубаху — маличную рубаху-обтяжку темного цвета. Маличная хлопчатобумажная рубашка имела прямой крой, расширенный книзу, с открытым воротом или даже с прямым разрезом на груди.