Подпись внизу листа: «Мальчик-с-пальчик в безвыходном положении, или Государи леса, наконец, пробудились».
Известный английский карикатурист Чарльз Уильямс изобразил союзников — Англию, Австрию, Россию и Пруссию — в виде хищников, окруживших маленькую фигурку Бонапарта, в страхе роняющего корону и скипетр. В 1805 году британцы надеялись, что союз Англии, Австрии, России и Пруссии одержит полную победу над французами.
В выборе хищников, которые должны одолеть французского выскочку, ярко проявилось различное отношение англичан к каждому из союзников. Сама Англия, естественно, представлена в виде могучего льва. Австрию, которая уже неоднократно совместно с Англией сражалась против французов, олицетворяет чёрный двуглавый орёл. Россия, с которой отношения всегда были сложными, предстаёт в образе медведя. Пруссию, считавшуюся ненадёжным союзником, художник «наградил» изображением кабана.
Но союз оказался могучим только на карикатуре. Прусский «кабан» вообще не рискнул вступать в войну. Австрийский «орёл» выбыл из строя почти сразу. В строю оставались только Англия и Россия.
Англия второй половины XVIII — первой четверти XIX века была «Отечеством карикатуры и пародии» (А. С. Пушкин). Свобода прессы, отсутствие цензуры, активность среднего класса сделали это время «золотым веком» английской карикатуры. Более полусотни издательств ежедневно выпускали сатирические листы, каждый тиражом от сотни до нескольких тысяч экземпляров.
Английские карикатуры широко распространялись и за пределами «туманного Альбиона», их с удовольствием покупали в Европе и даже в России. Наполеон — излюбленный персонаж многих карикатуристов, был взбешён английскими «пасквилянтами». В 1802 году, при заключении Амьенского мира с Англией, Бонапарт даже потребовал от британского монарха приравнять их к убийцам, заслуживающим казни.
Английская карикатура, буквально, совершила переворот в европейской сатирической графике. Но ещё интереснее то, что именно благодаря карикатурным эстампам в европейском сознании закрепились многие национальные стереотипы. Так и мифы о России, до поры известные лишь по книгам или рассказам, теперь получили мощное визуальное воплощение в эффектных, запоминающихся образах, наводнивших всю Европу. В частности, с той поры за Россией на Западе навсегда закрепился образ Медведя.
Известный английский карикатурист Чарльз Уильямс изобразил союзников — Англию, Австрию, Россию и Пруссию — в виде хищников, окруживших маленькую фигурку Бонапарта, в страхе роняющего корону и скипетр. В 1805 году британцы надеялись, что союз Англии, Австрии, России и Пруссии одержит полную победу над французами.
В выборе хищников, которые должны одолеть французского выскочку, ярко проявилось различное отношение англичан к каждому из союзников. Сама Англия, естественно, представлена в виде могучего льва. Австрию, которая уже неоднократно совместно с Англией сражалась против французов, олицетворяет чёрный двуглавый орёл. Россия, с которой отношения всегда были сложными, предстаёт в образе медведя. Пруссию, считавшуюся ненадёжным союзником, художник «наградил» изображением кабана.
Но союз оказался могучим только на карикатуре. Прусский «кабан» вообще не рискнул вступать в войну. Австрийский «орёл» выбыл из строя почти сразу. В строю оставались только Англия и Россия.
Англия второй половины XVIII — первой четверти XIX века была «Отечеством карикатуры и пародии» (А. С. Пушкин). Свобода прессы, отсутствие цензуры, активность среднего класса сделали это время «золотым веком» английской карикатуры. Более полусотни издательств ежедневно выпускали сатирические листы, каждый тиражом от сотни до нескольких тысяч экземпляров.
Профессиональные художники и любители (даже из высшего общества) оперативно и остроумно откликались на все текущие события, в том числе на внешнеполитической сцене. Карикатурные эстампы были не только эффективным способом передачи новостей, но использовались и как средство политической пропаганды. Сотрудничая с властью и выполняя соответствующие заказы, карикатуристы даже получали правительственные пособия. Но в целом карикатура всё же отражала общественное мнение, как того требовали законы рынка.
Английские карикатуры широко распространялись и за пределами «туманного Альбиона», их с удовольствием покупали в Европе и даже в России. Наполеон — излюбленный персонаж многих карикатуристов, был взбешён английскими «пасквилянтами». В 1802 году, при заключении Амьенского мира с Англией, Бонапарт даже потребовал от британского монарха приравнять их к убийцам, заслуживающим казни.
Английская карикатура, буквально, совершила переворот в европейской сатирической графике. Но ещё интереснее то, что именно благодаря карикатурным эстампам в европейском сознании закрепились многие национальные стереотипы. Так и мифы о России, до поры известные лишь по книгам или рассказам, теперь получили мощное визуальное воплощение в эффектных, запоминающихся образах, наводнивших всю Европу. В частности, с той поры за Россией на Западе навсегда закрепился образ Медведя.