Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Камнерезное и ювелирное искусство Урала»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Малахитовая столешница

Время создания
конец XIX – начало XX веков
Место создания
Урал
Размер
диаметр — 60 см
Техника
малахит, камень, мастика, русская мозаика
9
Открыть в приложении
#1
Малахитовая столешница
#2
В центре экспозиции «Малахитовый зал» Музея истории камнерезного и ювелирного искусства расположился круглый столик со столешницей из уральского малахита. Его нижнюю часть на четырех резных ножках — так называемое подстолье — изготовили позже, предположительно во второй половине ХХ века. При этом авторы опирались на образцы начала XIX столетия. Резные детали подстолья украшены позолотой.
 
Столешница покрыта малахитовой мозаикой с симметричным рисунком: большая круглая розетка располагается в центре, четыре маленькие — по краям.
 
Пластинчатую русскую мозаику изобрели в XVIII веке мастера Петергофской гранильной фабрики, которые работали над интерьерами Агатовых комнат в Царском Селе. В этой технике использовали разные минералы, но самыми популярными стали изделия из малахита.
 
Первые малахитовые залежи на Гумёшевском руднике — так называемой Медной горе — обнаружили еще в 1702 году. Тогда привычного названия у минерала не было: его именовали штуфом или узорчатым камнем. Впервые термин «малахит» появился в 1747 году в книге шведского ученого Юхана Готтшалька Валериуса.
 
С 1749 года Гумёшевским рудником владел промышленник Алексей Турчанинов. Крупные глыбы малахита там почти не встречались, поэтому и большие изделия из него были в то время редкостью. Мелкие камни использовали для вставок в ювелирные украшения, вырезали из них небольшие шкатулки, пудреницы, ручки для столовых приборов.
 
Основу для произведений в технике русской мозаики выполняли из металла или поделочного камня — например, змеевика или мрамора. Затем мастер распиливал малахит на «каменную фанеру» — пластинки толщиной от двух до четырех миллиметров — и подбирал их так, чтобы сложился узор. Особенно популярны были ленточные и концентрические рисунки. Зазоры между пластинками заполняли так называемой щебенкой — смесью мастики, канифоли и толченого малахита.
 
Готовую мозаичную поверхность полировали специальным составом. Чтобы его получить, мастера растворяли олово в «крепкой водке» — так в старину называли азотную кислоту. Из этой смеси собирали осадок, сушили его, растирали в мелкий порошок, а потом полировали им готовое каменное изделие.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Малахитовая столешница

Время создания
конец XIX – начало XX веков
Место создания
Урал
Размер
диаметр — 60 см
Техника
малахит, камень, мастика, русская мозаика
9
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%