В центре экспозиции «Малахитовый зал» Музея истории камнерезного и ювелирного искусства расположился круглый столик со столешницей из уральского малахита. Его нижнюю часть на четырех резных ножках — так называемое подстолье — изготовили позже, предположительно во второй половине ХХ века. При этом авторы опирались на образцы начала XIX столетия. Резные детали подстолья украшены позолотой.
Столешница покрыта малахитовой мозаикой с симметричным рисунком: большая круглая розетка располагается в центре, четыре маленькие — по краям.
Пластинчатую русскую мозаику изобрели в XVIII веке мастера Петергофской гранильной фабрики, которые работали над интерьерами Агатовых комнат в Царском Селе. В этой технике использовали разные минералы, но самыми популярными стали изделия из малахита.
Первые малахитовые залежи на Гумёшевском руднике — так называемой Медной горе — обнаружили еще в 1702 году. Тогда привычного названия у минерала не было: его именовали штуфом или узорчатым камнем. Впервые термин «малахит» появился в 1747 году в книге шведского ученого Юхана Готтшалька Валериуса.
С 1749 года Гумёшевским рудником владел промышленник Алексей Турчанинов. Крупные глыбы малахита там почти не встречались, поэтому и большие изделия из него были в то время редкостью. Мелкие камни использовали для вставок в ювелирные украшения, вырезали из них небольшие шкатулки, пудреницы, ручки для столовых приборов.
Основу для произведений в технике русской мозаики выполняли из металла или поделочного камня — например, змеевика или мрамора. Затем мастер распиливал малахит на «каменную фанеру» — пластинки толщиной от двух до четырех миллиметров — и подбирал их так, чтобы сложился узор. Особенно популярны были ленточные и концентрические рисунки. Зазоры между пластинками заполняли так называемой щебенкой — смесью мастики, канифоли и толченого малахита.
Готовую мозаичную поверхность полировали специальным составом. Чтобы его получить, мастера растворяли олово в «крепкой водке» — так в старину называли азотную кислоту. Из этой смеси собирали осадок, сушили его, растирали в мелкий порошок, а потом полировали им готовое каменное изделие.
Столешница покрыта малахитовой мозаикой с симметричным рисунком: большая круглая розетка располагается в центре, четыре маленькие — по краям.
Пластинчатую русскую мозаику изобрели в XVIII веке мастера Петергофской гранильной фабрики, которые работали над интерьерами Агатовых комнат в Царском Селе. В этой технике использовали разные минералы, но самыми популярными стали изделия из малахита.
Первые малахитовые залежи на Гумёшевском руднике — так называемой Медной горе — обнаружили еще в 1702 году. Тогда привычного названия у минерала не было: его именовали штуфом или узорчатым камнем. Впервые термин «малахит» появился в 1747 году в книге шведского ученого Юхана Готтшалька Валериуса.
С 1749 года Гумёшевским рудником владел промышленник Алексей Турчанинов. Крупные глыбы малахита там почти не встречались, поэтому и большие изделия из него были в то время редкостью. Мелкие камни использовали для вставок в ювелирные украшения, вырезали из них небольшие шкатулки, пудреницы, ручки для столовых приборов.
Основу для произведений в технике русской мозаики выполняли из металла или поделочного камня — например, змеевика или мрамора. Затем мастер распиливал малахит на «каменную фанеру» — пластинки толщиной от двух до четырех миллиметров — и подбирал их так, чтобы сложился узор. Особенно популярны были ленточные и концентрические рисунки. Зазоры между пластинками заполняли так называемой щебенкой — смесью мастики, канифоли и толченого малахита.
Готовую мозаичную поверхность полировали специальным составом. Чтобы его получить, мастера растворяли олово в «крепкой водке» — так в старину называли азотную кислоту. Из этой смеси собирали осадок, сушили его, растирали в мелкий порошок, а потом полировали им готовое каменное изделие.