Развитие судоходства и его использование в качестве санитарного транспорта началось еще в Российской империи, при Петре I. Во время его военных походов также начала формироваться военно-морская медицина.
Основными задачами военно-морского медика были соблюдение требуемого санитарно-гигиенического состояния судна, снабжение питьевой водой и пищей, лечение болезней в пути. С развитием кораблестроения и изменением условий ведения войны появилась необходимость модернизации всей военно-морской медицинской системы.
Оригинальные работы на эту тему появились уже после Крымской войны. К началу Русско-японской войны, в силу ее специфики, командование предположило, что объем эвакуации раненых и больных на море значительно возрастет. Серьезное внимание уделили подготовке морских транспортных средств: готовились к переоборудованию пассажирских и товаропассажирских судов.
Сложные проблемы пришлось решать при организации медицинской эвакуации морем. Масштабы эвакуации превысили все возможные ожидания руководства: в период войны было эвакуировано морем около 640 тысяч раненых и больных из состава соединений флота и сухопутных войск.
Всего в эвакуации принимало участие 479 кораблей и судов, в том числе 10 подводных лодок. На специальном санитарном транспорте было эвакуировано около 20% всех раненых и больных. 10,4% судов были потеряны в ходе войны.
В связи с тем, что флаг Красного Креста перестал быть защитой санитарного транспорта и госпитальных судов, было принято решение оснастить их вооружением и сменить белую окраску судна на маскирующий шаровый цвет — серо-голубой. Эвакуация раненых и больных осуществлялась по принципу конвоя.
Медицинская служба флота справилась с возложенными на нее задачами по организации и непосредственному осуществлению лечебно-эвакуационных мероприятий во время Великой Отечественной войны. Это подтверждается высокими показателями раненых и больных бойцов, которых удалось вернуть в строй: 86,4% и 95,9% соответственно.
В коллекции Военно-медицинского музея представлена диорама с макетом подобного транспортного судна. Она демонстрирует, как пять автомобилей доставляют раненых к причалу и пострадавшим помогают подняться на судно: в люльке и на носилках.
Основными задачами военно-морского медика были соблюдение требуемого санитарно-гигиенического состояния судна, снабжение питьевой водой и пищей, лечение болезней в пути. С развитием кораблестроения и изменением условий ведения войны появилась необходимость модернизации всей военно-морской медицинской системы.
Оригинальные работы на эту тему появились уже после Крымской войны. К началу Русско-японской войны, в силу ее специфики, командование предположило, что объем эвакуации раненых и больных на море значительно возрастет. Серьезное внимание уделили подготовке морских транспортных средств: готовились к переоборудованию пассажирских и товаропассажирских судов.
Сложные проблемы пришлось решать при организации медицинской эвакуации морем. Масштабы эвакуации превысили все возможные ожидания руководства: в период войны было эвакуировано морем около 640 тысяч раненых и больных из состава соединений флота и сухопутных войск.
Всего в эвакуации принимало участие 479 кораблей и судов, в том числе 10 подводных лодок. На специальном санитарном транспорте было эвакуировано около 20% всех раненых и больных. 10,4% судов были потеряны в ходе войны.
В связи с тем, что флаг Красного Креста перестал быть защитой санитарного транспорта и госпитальных судов, было принято решение оснастить их вооружением и сменить белую окраску судна на маскирующий шаровый цвет — серо-голубой. Эвакуация раненых и больных осуществлялась по принципу конвоя.
Медицинская служба флота справилась с возложенными на нее задачами по организации и непосредственному осуществлению лечебно-эвакуационных мероприятий во время Великой Отечественной войны. Это подтверждается высокими показателями раненых и больных бойцов, которых удалось вернуть в строй: 86,4% и 95,9% соответственно.
В коллекции Военно-медицинского музея представлена диорама с макетом подобного транспортного судна. Она демонстрирует, как пять автомобилей доставляют раненых к причалу и пострадавшим помогают подняться на судно: в люльке и на носилках.