Саклей на Кавказе называется каменное жилое сооружение. Слово происходит от грузинского «სახლი» («сахли») — «дом». Оно, в свою очередь, образовано от корня «χli», который означает «быть около». Таким образом, слово «сакля» можно перевести как «помещение, расположенное рядом». В русском языке этот термин появился в первой половине XIX века.
Сакли осетин-горцев в большинстве случаев представляли собой каменные строения с плоской крышей. Чтобы жилище было устойчивым, крышу всегда сооружали ниже уровня стен, из-за чего создавалось впечатление, что сакля не достроена. Дождевая вода с крыши стекала через специальные желобки, которые также служили барьером вокруг дымовой трубы, не позволяя влаге попадать внутрь дома. При строительстве вместо цемента использовали щебень и землю, в редких случаях — известковый раствор. Внутри стены покрывали глиной.
Двери сакли были низкими, а окном служило небольшое отверстие четырехугольной формы, которое выходило на солнечную сторону. Чтобы защититься от ветра и холода, это отверстие закрывали деревянной ставней с внутренней стороны.
В осетинской сакле очаг делил внутреннее пространство на две половины: мужскую и женскую. Осетины считали огонь в очаге залогом благополучия, символом единства семьи и продолжения рода. А сверху к очагу спускалась цепь. Вместе они, по словам Коста Хетагурова, составляли величайшую святыню каждого осетина.
Над очагом и цепью давали клятву; с ними прощались девушки, выходя замуж; вокруг очага обводили молодую невестку, принимая ее в новый дом. Похищение очажной цепи считалось большим оскорблением для всего рода и могло стать причиной кровной мести.
Вдоль стены сакли напротив двери в каждой комнате (уат) стояла огромная койка (сынтæг), которая также заменяла хозяевам диван. За ней, на нарах вдоль стены, расставляли сундуки с утварью и хозяйственными предметами. Они, как правило, располагались по размеру, от большего к меньшему. Также на стенах часто развешивали доспехи и оружие хозяина сакли — например, ружья, шашки, пистолеты.
Сакли осетин-горцев в большинстве случаев представляли собой каменные строения с плоской крышей. Чтобы жилище было устойчивым, крышу всегда сооружали ниже уровня стен, из-за чего создавалось впечатление, что сакля не достроена. Дождевая вода с крыши стекала через специальные желобки, которые также служили барьером вокруг дымовой трубы, не позволяя влаге попадать внутрь дома. При строительстве вместо цемента использовали щебень и землю, в редких случаях — известковый раствор. Внутри стены покрывали глиной.
Двери сакли были низкими, а окном служило небольшое отверстие четырехугольной формы, которое выходило на солнечную сторону. Чтобы защититься от ветра и холода, это отверстие закрывали деревянной ставней с внутренней стороны.
В осетинской сакле очаг делил внутреннее пространство на две половины: мужскую и женскую. Осетины считали огонь в очаге залогом благополучия, символом единства семьи и продолжения рода. А сверху к очагу спускалась цепь. Вместе они, по словам Коста Хетагурова, составляли величайшую святыню каждого осетина.
Над очагом и цепью давали клятву; с ними прощались девушки, выходя замуж; вокруг очага обводили молодую невестку, принимая ее в новый дом. Похищение очажной цепи считалось большим оскорблением для всего рода и могло стать причиной кровной мести.
Вдоль стены сакли напротив двери в каждой комнате (уат) стояла огромная койка (сынтæг), которая также заменяла хозяевам диван. За ней, на нарах вдоль стены, расставляли сундуки с утварью и хозяйственными предметами. Они, как правило, располагались по размеру, от большего к меньшему. Также на стенах часто развешивали доспехи и оружие хозяина сакли — например, ружья, шашки, пистолеты.