Народный дом имени Александра Пушкина открылся в 1906 году на Нагорной (позднее — Народной) улице в Кузнецке. Его возводили на взносы неравнодушных местных жителей — в основном на деньги купцов и золотопромышленников. Особо щедрые пожертвования, как указывают исследователи, сделали Сергей Попов, возглавлявший городское самоуправление, и Елена Морозова, жена бийского купца и благотворителя Александра Морозова, которая гостила в Кузнецке у родственников. Поддерживали строительство и не самые зажиточные горожане, которые оставляли деньги в специальной кружке с прорезью для монет.
Разработку проекта Народного дома поручили известному томскому архитектору Андрею Крячкову. Строительство возглавил Карп Шмыков, талантливый столяр и плотник.
Полутораэтажный бревенчатый дом стал ярким примером деревянного сибирского модерна, нового для Кузнецка архитектурного стиля. Для деревянного модерна была характерна декоративность экстерьера, поэтому фасады Народного дома оформили асимметрично, вычурные овальные окна украсили сложными переплетами, крышу снабдили причудливыми изломами и крытым жестью шпилем.
В Народном доме разместили библиотеку, а также шахматный, бильярдный и театральный кружки. Для нужд последнего в здании оборудовали специальное помещение: настоящий театральный зал со сценой, оркестровой ямой и гримерками за кулисами.
Жителям Кузнецка пришелся по душе не только сам Народный дом, но и просторный сад при нем. Летом горожане любили прогуливаться по саду, а зимой приходили на каток, который там заливали.
После революции дом продолжал работать как общественно-культурный центр. А в начале 1920-х годов театральная жизнь Кузнецка получила новый импульс: в Народном доме появились профессиональные руководители художественной самодеятельности, вокалисты, суфлер и другие специалисты. Помимо театральной труппы в городе собрали духовой оркестр и концертную агитбригаду, которые также выступали на сцене Народного дома.
Спустя некоторое время здание переоборудовали под кинотеатр. В 1934 году его посетил всесоюзный староста Михаил Калинин, и спустя двадцать лет решением Кузнецкого райисполкома Народный дом был переименован в кинотеатр имени Калинина. В 1979 году помещение Народного дома передали местному краеведческому музею, который планировал открыть в нем филиал, но деревянное здание уничтожил сильный пожар.
Разработку проекта Народного дома поручили известному томскому архитектору Андрею Крячкову. Строительство возглавил Карп Шмыков, талантливый столяр и плотник.
Полутораэтажный бревенчатый дом стал ярким примером деревянного сибирского модерна, нового для Кузнецка архитектурного стиля. Для деревянного модерна была характерна декоративность экстерьера, поэтому фасады Народного дома оформили асимметрично, вычурные овальные окна украсили сложными переплетами, крышу снабдили причудливыми изломами и крытым жестью шпилем.
В Народном доме разместили библиотеку, а также шахматный, бильярдный и театральный кружки. Для нужд последнего в здании оборудовали специальное помещение: настоящий театральный зал со сценой, оркестровой ямой и гримерками за кулисами.
Жителям Кузнецка пришелся по душе не только сам Народный дом, но и просторный сад при нем. Летом горожане любили прогуливаться по саду, а зимой приходили на каток, который там заливали.
После революции дом продолжал работать как общественно-культурный центр. А в начале 1920-х годов театральная жизнь Кузнецка получила новый импульс: в Народном доме появились профессиональные руководители художественной самодеятельности, вокалисты, суфлер и другие специалисты. Помимо театральной труппы в городе собрали духовой оркестр и концертную агитбригаду, которые также выступали на сцене Народного дома.
Спустя некоторое время здание переоборудовали под кинотеатр. В 1934 году его посетил всесоюзный староста Михаил Калинин, и спустя двадцать лет решением Кузнецкого райисполкома Народный дом был переименован в кинотеатр имени Калинина. В 1979 году помещение Народного дома передали местному краеведческому музею, который планировал открыть в нем филиал, но деревянное здание уничтожил сильный пожар.