Одним из первых в мире Коломенский машиностроительный завод освоил производство нового класса тепловых двигателей — дизелей. В 1903 году был изготовлен первый. Со строительством в 1907 году первого в мире теплохода «Коломенский дизель» завод стал ведущим российским предприятием и по теплоходостроению.
Зарождение типоразмерного многоцелевого ряда дизелей Д49 следует отнести к первой половине 1960-х годов, когда Коломенскому машиностроительному заводу была поставлена задача создания многоцелевого ряда диапазоном мощностей до 12 000 лошадиных сил. Работы велись в жесткой конкурентной борьбе. В КБ коломенского завода конкурировали две группы талантливых конструкторов. Группа ведущего конструктора Б.Н. Назаренко предложила создать ряд на основе Л-образного двухтактного дизеля с противоположно движущимися поршнями и тремя коленчатыми валами размерностью 2×23/30. Вторая группа ведущего конструктора А.И. Медена предложила конструкцию четырехтактного дизеля в виде звездообразной семилучевой звезды в одном ряду размерностью 26/26. Несмотря на то, что к началу создания размерности Д49 завод выпускал отличные двухтактные двигатели размерности ДН23/30, предпочтение отдали четырехтактному перспективному ряду ЧН26/26. Первый опытный образец тепловозного исполнения был построен в 1965 году. Дальнейший ход истории показал, что это был правильный выбор. 1965 год следует считать датой рождения эпохи дизелей Д49.
По своей архитектуре компоновка Д49 была новым шагом в отечественном дизелестроении. Это была конструкция нового поколения, полностью созданная талантливыми специалистами коломенской конструкторской школы, сложившейся к тому времени. Качественный скачок в развитии Д49 был сделан в 1982 году с внедрением плоского стыка подвески коленчатого вала и переходом на стальной азотированный коленчатый вал.
Четвертое поколение дизелей было выпущено на Коломенском заводе в 2001–2017 годах. За весь период выпуска дизелей ряда Д49 разных поколений выпущено более ста модификаций различного назначения, что само по себе является беспрецедентным для продукции, созданной в России.
Зарождение типоразмерного многоцелевого ряда дизелей Д49 следует отнести к первой половине 1960-х годов, когда Коломенскому машиностроительному заводу была поставлена задача создания многоцелевого ряда диапазоном мощностей до 12 000 лошадиных сил. Работы велись в жесткой конкурентной борьбе. В КБ коломенского завода конкурировали две группы талантливых конструкторов. Группа ведущего конструктора Б.Н. Назаренко предложила создать ряд на основе Л-образного двухтактного дизеля с противоположно движущимися поршнями и тремя коленчатыми валами размерностью 2×23/30. Вторая группа ведущего конструктора А.И. Медена предложила конструкцию четырехтактного дизеля в виде звездообразной семилучевой звезды в одном ряду размерностью 26/26. Несмотря на то, что к началу создания размерности Д49 завод выпускал отличные двухтактные двигатели размерности ДН23/30, предпочтение отдали четырехтактному перспективному ряду ЧН26/26. Первый опытный образец тепловозного исполнения был построен в 1965 году. Дальнейший ход истории показал, что это был правильный выбор. 1965 год следует считать датой рождения эпохи дизелей Д49.
По своей архитектуре компоновка Д49 была новым шагом в отечественном дизелестроении. Это была конструкция нового поколения, полностью созданная талантливыми специалистами коломенской конструкторской школы, сложившейся к тому времени. Качественный скачок в развитии Д49 был сделан в 1982 году с внедрением плоского стыка подвески коленчатого вала и переходом на стальной азотированный коленчатый вал.
Четвертое поколение дизелей было выпущено на Коломенском заводе в 2001–2017 годах. За весь период выпуска дизелей ряда Д49 разных поколений выпущено более ста модификаций различного назначения, что само по себе является беспрецедентным для продукции, созданной в России.