На выставке раритетов Саратовского музея краеведения представлен макет беляны — волжского самосплавного судна. Макет выполнен из дерева. Беляна представляет собой плоскодонное широкое судно с острым носом и кормой, груженной бревнами. Этот груз уложен по дну выше бортов, образуя основу для палубы, покрытой тонкими «досками». Площадь палубы примерно в два раза превышает площадь основания судна. По средней линии палубы ближе к корме расположены три лебёдки с канатами для удержания якорей и лота. Рядом установлены две деревянные избы «казёнки» c мостиком между ними и резной будкой для лоцмана. В этих избах жил экипаж и хранились припасы. На носу беляны — длинный штандарт на высоком флагштоке. Штандарты меньшего размера расположены рядом с избами.
На постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых и 200 еловых бревен. Плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта — из сосновых. Расстояние между шпангоутами — поперечными кривыми брусьями, которые обеспечивали прочность и устойчивость бортов и днища, — должно было быть не более полуметра. Из-за этого прочность корпуса беляны была исключительно велика. Вначале беляны строились без единого гвоздя. Ширина судна по верху достигала 30 метров. На палубе ставили несколько лебедок для подъёма больших якорей и натяжения канатов, удерживающих лот.
Беляны использовались для перевозки по Волге дров, шпал и других грузов с XVIII по XIX век. Название судну дал «белый лес» — лишенные коры бело-желтые бревна, которые никогда не смолили. Такой лес-полуфабрикат загружался в корпус, сооружавшийся только на один рейс. Прибывшие в низовья Волги суда продавались вместе со своим грузом и шли на различные постройки, а также на дрова. Беляна двигалась лишь вниз по течению, самосплавом, поэтому ее также называли сплавным судном. Грузоподъемность такого судна составляла от 100 до 800 тысяч пудов. При огромной потребности в строительном лесе во второй половине XVIII века перевозка на белянах была самым удобным способом его доставки в Саратовскую губернию.
На постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых и 200 еловых бревен. Плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта — из сосновых. Расстояние между шпангоутами — поперечными кривыми брусьями, которые обеспечивали прочность и устойчивость бортов и днища, — должно было быть не более полуметра. Из-за этого прочность корпуса беляны была исключительно велика. Вначале беляны строились без единого гвоздя. Ширина судна по верху достигала 30 метров. На палубе ставили несколько лебедок для подъёма больших якорей и натяжения канатов, удерживающих лот.
Беляны использовались для перевозки по Волге дров, шпал и других грузов с XVIII по XIX век. Название судну дал «белый лес» — лишенные коры бело-желтые бревна, которые никогда не смолили. Такой лес-полуфабрикат загружался в корпус, сооружавшийся только на один рейс. Прибывшие в низовья Волги суда продавались вместе со своим грузом и шли на различные постройки, а также на дрова. Беляна двигалась лишь вниз по течению, самосплавом, поэтому ее также называли сплавным судном. Грузоподъемность такого судна составляла от 100 до 800 тысяч пудов. При огромной потребности в строительном лесе во второй половине XVIII века перевозка на белянах была самым удобным способом его доставки в Саратовскую губернию.