Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Раритеты Саратовского музея краеведения»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Макет беляны

Время создания
1984 год
Размер
27x84x25,5 см
Техника
сборка, склейка
3
Открыть в приложении
#1
Е.Н. Гаранина
Макет беляны — волжского самосплавного судна
#2
На выставке раритетов Саратовского музея краеведения представлен макет беляны — волжского самосплавного судна. Макет выполнен из дерева. Беляна представляет собой плоскодонное широкое судно с острым носом и кормой, груженной бревнами. Этот груз уложен по дну выше бортов, образуя основу для палубы, покрытой тонкими «досками». Площадь палубы примерно в два раза превышает площадь основания судна. По средней линии палубы ближе к корме расположены три лебёдки с канатами для удержания якорей и лота. Рядом установлены две деревянные избы «казёнки» c мостиком между ними и резной будкой для лоцмана. В этих избах жил экипаж и хранились припасы. На носу беляны — длинный штандарт на высоком флагштоке. Штандарты меньшего размера расположены рядом с избами.

На постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых и 200 еловых бревен. Плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта — из сосновых. Расстояние между шпангоутами — поперечными кривыми брусьями, которые обеспечивали прочность и устойчивость бортов и днища, — должно было быть не более полуметра. Из-за этого прочность корпуса беляны была исключительно велика. Вначале беляны строились без единого гвоздя. Ширина судна по верху достигала 30 метров. На палубе ставили несколько лебедок для подъёма больших якорей и натяжения канатов, удерживающих лот.

Беляны использовались для перевозки по Волге дров, шпал и других грузов с XVIII по XIX век. Название судну дал «белый лес» — лишенные коры бело-желтые бревна, которые никогда не смолили. Такой лес-полуфабрикат загружался в корпус, сооружавшийся только на один рейс. Прибывшие в низовья Волги суда продавались вместе со своим грузом и шли на различные постройки, а также на дрова. Беляна двигалась лишь вниз по течению, самосплавом, поэтому ее также называли сплавным судном. Грузоподъемность такого судна составляла от 100 до 800 тысяч пудов. При огромной потребности в строительном лесе во второй половине XVIII века перевозка на белянах была самым удобным способом его доставки в Саратовскую губернию.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Макет беляны

Время создания
1984 год
Размер
27x84x25,5 см
Техника
сборка, склейка
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%