Махалка. Предназначалась для отпугивания комаров и гнуса. В переводе на якутский — дейбиир.
В якутской культуре дэйбиир имеет и ритуальное, и хозяйственное применение. Хозяйственное применение комаромахалки летом — отгонять комаров, мошек и использование как веера от жары. Иногда люди, которые работали с утра до вечера, когда отдыхали, использовали дэйбиир вместо подушки, любили класть под голову.
Ритуальное применение комаромахалки имеет магическую силу, может изгнать от человека злых духов, неприязни. В старину каждому ребёнку делали собственный дэйбиир, который имел оберегающую функцию. При этом ребёнок учился охранять природу, и всё, что окружало его.
Изготавливают его из хвостовой части лошади (кыл), строго соблюдая положение хвоста. При изготовлении комаромахалки кыл не меняют положение волоса как сверху вниз, так и снизу вверх.
Конский волос имел сакральное значение: из него делали амулеты и дейбииры, без которых не обходился ни один обряд очищения. Такие обряды случаются в жизни якутов довольно часто: свадьба, покупка дома, открытие фирмы, юбилей, рождение ребёнка, наконец, просто праздник — всё это сопровождается обрядом очищения, при котором героя торжества обмахивают дейбииром. Потом дейбиир вешают на стену дома, и он «защищает дом от злых духов и наполняет его счастьем». Частенько этот мощный оберег снимают с крючка, чтобы отмахиваться от комаров — никакого святотатства в этом не усматривается.
В якутской культуре дэйбиир имеет и ритуальное, и хозяйственное применение. Хозяйственное применение комаромахалки летом — отгонять комаров, мошек и использование как веера от жары. Иногда люди, которые работали с утра до вечера, когда отдыхали, использовали дэйбиир вместо подушки, любили класть под голову.
Ритуальное применение комаромахалки имеет магическую силу, может изгнать от человека злых духов, неприязни. В старину каждому ребёнку делали собственный дэйбиир, который имел оберегающую функцию. При этом ребёнок учился охранять природу, и всё, что окружало его.
Изготавливают его из хвостовой части лошади (кыл), строго соблюдая положение хвоста. При изготовлении комаромахалки кыл не меняют положение волоса как сверху вниз, так и снизу вверх.
Конский волос имел сакральное значение: из него делали амулеты и дейбииры, без которых не обходился ни один обряд очищения. Такие обряды случаются в жизни якутов довольно часто: свадьба, покупка дома, открытие фирмы, юбилей, рождение ребёнка, наконец, просто праздник — всё это сопровождается обрядом очищения, при котором героя торжества обмахивают дейбииром. Потом дейбиир вешают на стену дома, и он «защищает дом от злых духов и наполняет его счастьем». Частенько этот мощный оберег снимают с крючка, чтобы отмахиваться от комаров — никакого святотатства в этом не усматривается.