В коллекции Николая Семёновича Голованова хранится работа неизвестного итальянского мастера первой половины XVIII века «Мадонна с младенцем». Как картина оказалась в собрании дирижера, доподлинно неизвестно. Вероятно, Николай Семёнович приобрел ее в одной из своих многочисленных зарубежных поездок.
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем — один из самых распространенных сюжетов Священного писания. Любопытно, что Иоанн предстает здесь не зрелым бородатым мужчиной (согласно Евангелиям), а младенцем чуть старше Иисуса. Подобного сюжета нет в Новом Завете, он впервые появляется в искусстве итальянского Ренессанса. Житийное обоснование было таково: пока Святое семейство после бегства в Египет проживало на берегах Нила, троюродный брат Христа Иоанн был перенесен туда из пустыни ангелом, чтобы познакомиться с родственниками. В традиционных иконописных подлинниках, то есть в руководствах по иконографии, внешний образ Иоанна описывается следующим образом: «Типом еврей, средних лет, телом и лицом очень худ, цвет тела бледно-смугловатый, борода черная, менее чем средней величины, разделенная на пряди или космочки, волосы черны, густы, кудрявы, также разделенные на пряди; одежда сваляна из грубой верблюжей шерсти, вроде мешка, при этом святой подпоясан кожаным поясом». Ученые сходятся во мнении, что, по всей видимости, Иоанн был исторической фигурой. Об Иоанне свидетельствуют все четыре автора канонических Евангелий, а также иудейский историк первого века нашей эры Иосиф Флавий в своих «Иудейских древностях».
В представленной миниатюре художник воспевает тему светлой и безмятежной материнской любви, образ ласковой и нежной матери, оберегающей свое дитя: дева Мария поддерживает ребенка Иисуса и нежно смотрит на мальчика Иоанна Крестителя. Геометрическая расстановка фигур в пространстве на холсте создает атмосферу таинства, торжественного момента. Небольшой формат этюда, централизованная композиция, мягкая и плавная моделировка светотени создают камерность происходящего и усиливают личное восприятие сюжета. В руках у Иоанна тростниковый крест. Иоанн признал Христа Мессией и почитал его как Искупителя уже в детском возрасте, поэтому чаще всего художники изображали мальчика Христа принимающим тростниковый крест от Иоанна как символ будущих страданий.
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем — один из самых распространенных сюжетов Священного писания. Любопытно, что Иоанн предстает здесь не зрелым бородатым мужчиной (согласно Евангелиям), а младенцем чуть старше Иисуса. Подобного сюжета нет в Новом Завете, он впервые появляется в искусстве итальянского Ренессанса. Житийное обоснование было таково: пока Святое семейство после бегства в Египет проживало на берегах Нила, троюродный брат Христа Иоанн был перенесен туда из пустыни ангелом, чтобы познакомиться с родственниками. В традиционных иконописных подлинниках, то есть в руководствах по иконографии, внешний образ Иоанна описывается следующим образом: «Типом еврей, средних лет, телом и лицом очень худ, цвет тела бледно-смугловатый, борода черная, менее чем средней величины, разделенная на пряди или космочки, волосы черны, густы, кудрявы, также разделенные на пряди; одежда сваляна из грубой верблюжей шерсти, вроде мешка, при этом святой подпоясан кожаным поясом». Ученые сходятся во мнении, что, по всей видимости, Иоанн был исторической фигурой. Об Иоанне свидетельствуют все четыре автора канонических Евангелий, а также иудейский историк первого века нашей эры Иосиф Флавий в своих «Иудейских древностях».
В представленной миниатюре художник воспевает тему светлой и безмятежной материнской любви, образ ласковой и нежной матери, оберегающей свое дитя: дева Мария поддерживает ребенка Иисуса и нежно смотрит на мальчика Иоанна Крестителя. Геометрическая расстановка фигур в пространстве на холсте создает атмосферу таинства, торжественного момента. Небольшой формат этюда, централизованная композиция, мягкая и плавная моделировка светотени создают камерность происходящего и усиливают личное восприятие сюжета. В руках у Иоанна тростниковый крест. Иоанн признал Христа Мессией и почитал его как Искупителя уже в детском возрасте, поэтому чаще всего художники изображали мальчика Христа принимающим тростниковый крест от Иоанна как символ будущих страданий.