У народа ханты первую колыбель для младенца изготавливала мать из цельного куска бересты. Эта колыбель была как будто пограничной территорией между мирами: берестой отделяли действительный мир от потустороннего. Берестяную колыбель сохраняли, но не использовали.
После временной колыбели ребенок получал две постоянные — дневную «хат-леван онтып» и ночную «савун».
Дневную деревянную колыбель — «хат-леван онтып» — делает отец из «живого» дерева. Откалывает доски от сосны или кедра, не задевая сердцевины, чтобы дерево продолжало расти вместе с ребенком.
На дно и спинку идет кедр, на бортики — береза, поскольку она хорошо гнется. Дно сужается к ножной части. В отверстия, находящиеся в задней стороне спинки, вставляются концы бортика колыбели, которые закрепляются при помощи ровдуги — кожаной веревки. В верхней части бортика и по краям спинки делают отверстия для ремней. Спинка обтягивается куском шкуры оленя. В верхней части спинки иногда вырезается крест. По представлениям народа ханты, он защищает ребенка от злых духов. В такой колыбели ребенок находится в сидячем положении.
Ночную колыбель — «савун» — делает женщина, мать или бабушка ребенка. Ночная колыбель имеет вид невысокой прямоугольной коробки, сделанной из бересты.
На люльке каждого ребенка, напротив головы, изображался в виде орнамента «глухарь сна». Считалось, что сон живет в лесу. Когда глухарь прилетает и видит свое изображение, он остается и ребенок засыпает.
В жилище колыбель подвешивали на крюке между нарами и очагом, чтобы ребенок всегда находился под охраной огня. Этот крюк считался талисманом и передавался по наследству от матери к дочери. Колыбель располагали головой к выходу или окну.
Выносить колыбель из дома и заносить ее полагается спинкой (головой) вперед. Не следует передавать люльку с ребенком через порог. При пеших переходах люльку несли за спиной, соединив ременные петли на груди, а на время остановки в лесу подвешивали к наклонному дереву повыше от земли, где меньше мошки и не может заползти змея. В поездке на оленях мать ставила колыбель на свою нарту.
Люлька оберегала ребенка от злых духов, служила ему «микрожилищем» до двух-трех лет.
Деревянную колыбель первенца старались сохранять, особенно если ребенок благополучно переходил в детский возраст. Люлька могла передаваться взрослой дочери и служить не одному поколению. Но если ребенок умирал, то колыбелью больше не пользовались: ее уносили подальше в лес.