В нганасанской среде было принято, чтобы люльку (лапса) для ребенка изготавливал сам отец.
В качестве основного материала мастер использовал местную породу дерева — лиственницу, дно сделал из фанеры, изголовье покрыл большим лоскутом сукна, снаружи расшитого бисером.
Чтобы защитить младенца от сквозняка зимой и от комаров летом, люльку закрывали накидкой, закрепленной на специальной дуге — каптыси.
Большое значение придавалось оформлению кроватки. На дугу наносили рисунки и насечки, которые украшали люльку, а заодно служили оригинальным «музыкальным инструментом»: ребенок хорошо засыпал под шарканье по насечкам каким-нибудь металлическим предметом. Кроме того, на дугу подвешивались, наподобие погремушек, медные пуговицы, бляхи, цепочки и другие блестящие и звенящие подвески.
Изнутри стенки люльки расписывали черными и красными линиями. Таким же образом раскрашивали и дополнительно украшали шитьем из подшейного оленьего волоса меховой конвертик, в который укладывали малыша.
В качестве гигроскопичного материала — «подгузника» — дно колыбели устилали ягелем или трухой гнилого дерева, а сверху покрывали слоем подшейного волоса оленя. По мере необходимости мох или труху заменяли, а волос ополаскивали, сушили и продолжали использовать.
Ребенка укрывали одеяльцами из песцовых шкурок и привязывали к люльке ремешками. Для кормления мать брала младенца вместе с колыбелью, а вытаскивала из нее только для замены промокшей подстилки.
Люлька-лапса была многофункциональным предметом: ее подвешивали в чуме как место для сна, ее же использовали как переноску, удобную при транспортировке.
Когда ребенок подрастал, для него шили из шкуры оленя длинный закрытый комбинезон, соединенный с обувью, — минарэ. Девочки носили такую одежду до 12 лет.
Также подросшие дети носили наглухо закрытые калакэ, сшитые по подобию взрослой парки, но украшенные вместо сложных орнаментов просто полосками. Мальчикам полагались закрытые парки с капюшоном без меха, девочкам — распашные, с капюшоном, отороченным мехом черной собаки.
В качестве основного материала мастер использовал местную породу дерева — лиственницу, дно сделал из фанеры, изголовье покрыл большим лоскутом сукна, снаружи расшитого бисером.
Чтобы защитить младенца от сквозняка зимой и от комаров летом, люльку закрывали накидкой, закрепленной на специальной дуге — каптыси.
Большое значение придавалось оформлению кроватки. На дугу наносили рисунки и насечки, которые украшали люльку, а заодно служили оригинальным «музыкальным инструментом»: ребенок хорошо засыпал под шарканье по насечкам каким-нибудь металлическим предметом. Кроме того, на дугу подвешивались, наподобие погремушек, медные пуговицы, бляхи, цепочки и другие блестящие и звенящие подвески.
Изнутри стенки люльки расписывали черными и красными линиями. Таким же образом раскрашивали и дополнительно украшали шитьем из подшейного оленьего волоса меховой конвертик, в который укладывали малыша.
В качестве гигроскопичного материала — «подгузника» — дно колыбели устилали ягелем или трухой гнилого дерева, а сверху покрывали слоем подшейного волоса оленя. По мере необходимости мох или труху заменяли, а волос ополаскивали, сушили и продолжали использовать.
Ребенка укрывали одеяльцами из песцовых шкурок и привязывали к люльке ремешками. Для кормления мать брала младенца вместе с колыбелью, а вытаскивала из нее только для замены промокшей подстилки.
Люлька-лапса была многофункциональным предметом: ее подвешивали в чуме как место для сна, ее же использовали как переноску, удобную при транспортировке.
Когда ребенок подрастал, для него шили из шкуры оленя длинный закрытый комбинезон, соединенный с обувью, — минарэ. Девочки носили такую одежду до 12 лет.
Также подросшие дети носили наглухо закрытые калакэ, сшитые по подобию взрослой парки, но украшенные вместо сложных орнаментов просто полосками. Мальчикам полагались закрытые парки с капюшоном без меха, девочкам — распашные, с капюшоном, отороченным мехом черной собаки.