Лысая гора представляет собой холм природного происхождения, где еще в VI веке до нашей эры обитали люди, которые использовали орудия труда, сделанные из кости животных. В поселении были найдены гончарные и костяные изделия, такие как шило и разнообразные амулеты. Это свидетельствует о том, что заселение этих мест продолжалось и в начале первого тысячелетия нашей эры.
Городище было укреплено с трех сторон крутыми берегами Клязьмы, а с четвертой — земляными валами, остатки которых сохранились до наших дней. Посетителям не составляет труда догадаться, почему гору называют Лысой. Вокруг нее, на похожих холмах вдоль берега реки Клязьмы, шумит лес, однако только на этой возвышенности и ее склонах не выросло ни одного дерева.
Существует легенда о том, как в 1445 году на русские земли напали казанские татары. Русь была уже не та, что во времена Батыя, татары тоже не располагали прежней силой. Нападавшие терпели поражения. По преданию, именно в Гороховце был убит хан Аманак. Похоронили его на берегу реки Клязьмы, каждый из воинов принес на могилу хана горсть земли — так и получился этот холм.
В 1929 году тайны горы заинтересовали археолога Отто Николаевича Бадера. Он приехал сюда в возрасте 26 лет, через три года после окончания археологического отделения факультета общественных наук Московского государственного университета.
Ученым удалось выяснить, что Лысая гора является примером городища дьяковской культуры. При раскопках дьяковских городищ часто встречаются грузики из обожженной глины. Существуют разные мнения по поводу их назначения: одни ученые считают, что они предназначались для ткацких станов, другие полагают, что это пуговицы или крышки жировых ламп, кроме того, группа исследователей связывает такие предметы с культом поклонения предкам.
Погребений дьяковской культуры не было найдено: вероятно, покойников сжигали, а пепел хранили в наземных сооружениях, которые до нас не дошли. Керамика составляет более 90% находок с Лысой горы. Встречалась в небольшом объеме ямочно-гребенчатая и гладкая керамика, однако преобладала текстильная. На раскопках в этой местности были также найдены различные предметы из кости.
Городище было укреплено с трех сторон крутыми берегами Клязьмы, а с четвертой — земляными валами, остатки которых сохранились до наших дней. Посетителям не составляет труда догадаться, почему гору называют Лысой. Вокруг нее, на похожих холмах вдоль берега реки Клязьмы, шумит лес, однако только на этой возвышенности и ее склонах не выросло ни одного дерева.
Существует легенда о том, как в 1445 году на русские земли напали казанские татары. Русь была уже не та, что во времена Батыя, татары тоже не располагали прежней силой. Нападавшие терпели поражения. По преданию, именно в Гороховце был убит хан Аманак. Похоронили его на берегу реки Клязьмы, каждый из воинов принес на могилу хана горсть земли — так и получился этот холм.
В 1929 году тайны горы заинтересовали археолога Отто Николаевича Бадера. Он приехал сюда в возрасте 26 лет, через три года после окончания археологического отделения факультета общественных наук Московского государственного университета.
Ученым удалось выяснить, что Лысая гора является примером городища дьяковской культуры. При раскопках дьяковских городищ часто встречаются грузики из обожженной глины. Существуют разные мнения по поводу их назначения: одни ученые считают, что они предназначались для ткацких станов, другие полагают, что это пуговицы или крышки жировых ламп, кроме того, группа исследователей связывает такие предметы с культом поклонения предкам.
Погребений дьяковской культуры не было найдено: вероятно, покойников сжигали, а пепел хранили в наземных сооружениях, которые до нас не дошли. Керамика составляет более 90% находок с Лысой горы. Встречалась в небольшом объеме ямочно-гребенчатая и гладкая керамика, однако преобладала текстильная. На раскопках в этой местности были также найдены различные предметы из кости.