В Курском музее археологии хранится подвеска-лунница IV века. Бронзовая подвеска-лунница была найдена в 1986 году при раскопках раннеславянского поселения Гочево-1 (Беловский район Курской области) археологами Николаем Алексеевичем Тихомировым и Ростиславом Всеволодовичем Терпиловским.
Представленное ювелирное изделие относится к кругу женских вещей восточноевропейских варварских выемчатых эмалей. Как правило, подобные вещи отливались из медного сплава. Они дополнительно украшались эмалью, которая заполняла заранее сделанные при отливке углубления. Наиболее часто встречаются эмали красного цвета, реже синего, зеленого, белого, оранжевого и желтого цветов. Обычно в ячейке помещалась эмаль одного цвета, но были и исключения, когда использовались эмали двух или трех цветов.
Петелька для подвешивания у музейного экспоната сохранилась полностью. Корпус лунницы имеет дуговидную форму. Он оканчивается с обеих сторон тремя округлыми шишечками. Как на корпусе изделия, так и на его окончаниях сделаны выемки, в которые заливалась красная эмаль. Данные элементы декора частично сохранились до настоящего времени. Российский историк Андрей Михайлович Обломский относит описываемое изделие ко второму этапу развития сейминско-донецкого варианта киевской археологической культуры и датирует лунницу IV веком. Подобные привески-лунницы характерны для всего ареала распространения раннеславянских древностей в позднеримское время — Поочье, Посеймье, Среднее Поднепровье (включая Нижнее Подесенье).
Существуют две основные версии о применении лунницы в качестве украшения: подвеска могла входить в состав ожерелья или головного убора, или же ее могли использовать в качестве декора одежды. Однако ввиду широкого распространения подобных вещей, а также из-за отсутствия ингумаций (погребений без сожжения тела умершего) в киевской археологической культуре на данный момент невозможно точно установить роль и место украшения в женском костюме.
Как вид украшения привески-лунницы часто обнаруживаются в ходе раскопок. На современном этапе изучения древностей круга варварских восточноевропейских выемчатых эмалей научный интерес к ним не ослабевает. Исследования во многом вызваны противоречием между ярким и своеобразным художественным стилем престижных вещей, где техника изготовления была достаточно сложной, и общим «примитивизмом» предметов быта археологических культур Восточной Европы.
Представленное ювелирное изделие относится к кругу женских вещей восточноевропейских варварских выемчатых эмалей. Как правило, подобные вещи отливались из медного сплава. Они дополнительно украшались эмалью, которая заполняла заранее сделанные при отливке углубления. Наиболее часто встречаются эмали красного цвета, реже синего, зеленого, белого, оранжевого и желтого цветов. Обычно в ячейке помещалась эмаль одного цвета, но были и исключения, когда использовались эмали двух или трех цветов.
Петелька для подвешивания у музейного экспоната сохранилась полностью. Корпус лунницы имеет дуговидную форму. Он оканчивается с обеих сторон тремя округлыми шишечками. Как на корпусе изделия, так и на его окончаниях сделаны выемки, в которые заливалась красная эмаль. Данные элементы декора частично сохранились до настоящего времени. Российский историк Андрей Михайлович Обломский относит описываемое изделие ко второму этапу развития сейминско-донецкого варианта киевской археологической культуры и датирует лунницу IV веком. Подобные привески-лунницы характерны для всего ареала распространения раннеславянских древностей в позднеримское время — Поочье, Посеймье, Среднее Поднепровье (включая Нижнее Подесенье).
Существуют две основные версии о применении лунницы в качестве украшения: подвеска могла входить в состав ожерелья или головного убора, или же ее могли использовать в качестве декора одежды. Однако ввиду широкого распространения подобных вещей, а также из-за отсутствия ингумаций (погребений без сожжения тела умершего) в киевской археологической культуре на данный момент невозможно точно установить роль и место украшения в женском костюме.
Как вид украшения привески-лунницы часто обнаруживаются в ходе раскопок. На современном этапе изучения древностей круга варварских восточноевропейских выемчатых эмалей научный интерес к ним не ослабевает. Исследования во многом вызваны противоречием между ярким и своеобразным художественным стилем престижных вещей, где техника изготовления была достаточно сложной, и общим «примитивизмом» предметов быта археологических культур Восточной Европы.