Мюд Мариевич Мечев — российский художник-график, иллюстратор, пейзажист.
Началом творческой жизни художника стало участие в 1949 году во Всесоюзном конкурсе на лучшие иллюстрации к карело-финской эпической поэме «Калевала», где он завоевал третье место.
В 1967 году Мюд Мечев взялся за осмысление поэмы повторно. Он возвращается к «Калевале» в совершенно новой для себя технике гравюры на пластике. Его «вторая» «Калевала» выходит в свет в 1975 году на финском языке и впоследствии переиздается три раза и на финском, и на русском языках с новым вариантом иллюстраций. В 1978 году за иллюстрации к эпической поэме «Калевала» Мюду Мариевичу Мечеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина.
Хийси — в карело-финской мифологии дух леса, представляемый как призрак или великан. Ему посвящались огромные каменные валуны, каменные кучи (так называемые сады Хийси). Имя Хийси произошло от названия священной рощи, где запрещалось ломать ветки и рубить деревья и где люди в древности находили свой вечный покой. Поэтому Хийси знает о пределе жизни все.
Хиитилайсет, или хииденвяки («народ Хийси»), — это души людей, не нашедшие загробного пристанища. Считалось, что путник, встретивший толпу этих духов, движущихся в вихре или на лошадях «по тропе Хийси», может умереть или сойти с ума. Да и явление Хийси человеку, по легендам, предвещало скорый конец.
В 12-й руне Калевалы упоминается о «водных хийси». В 13-й руне Хийси предстает в образе лося, которого хозяйка Похьелы, старуха Лоухи, поручает поймать герою Лемминкяйнену. В 8-й руне Калевалы Хийси (Лемпо) заставил Вяйнямёйнена пораниться топором, когда тот вырубал лодку. В 26-й руне Хийси выступает в роли дьявола, который противостоит Богу-Творцу и создает на земле чудовищ (например, стоглазого червя Похьелы), вкладывая душу во что попало.
В атрибутику Хийси входят лось и конь. Миф о космической
лыжной охоте на гигантского лося относится к наиболее архаичным
сюжетам. Некоторые исследователи проводят параллели между руническим образом
лося Хийси и изображениями лодок на петроглифах Карелии, которые
характеризуются выступающим вперед форштевнем (балка в носу корабля)
в виде лосиной головы.