Данный экспонат был передан в дар музею жителем п. Тисуль Владимиром Петровичем Ломекиным.
Лопата предназначена для посадки и вынимания хлеба из русской печи. Изготовлена из цельного фрагмента дерева.
После выпивания принесённого отцом жениха стакана вина, троекратного целования дружки и свахи и угощения гостей большим обедом из двадцати блюд бояре просили дружку. Дружка, сваха и дядько били по печи, вынимали на хлебной лопате каравай, помещали его в решето с овсом, накрывали полотенцем и, трижды пронеся вокруг примостного стола, выносили в клеть в сопровождении гостей.
Хлебная лопата (копыч, пехло, пёкла) — прямоугольная или овальная доска на длинной деревянной рукояти для сажания хлебов и пирогов в печь и доставания их оттуда. Термин хлебная лопата был распространён в XIX веке практически по всей России, в том числе на Урале и в Сибири. «Копычом» называли лопату в Калужской губернии, «пехлом» обозначалась лопата в Екатеринбургской и Вологодской губернии; «пёклой» называли лопату в Карелии.
Широко известно использование хлебной лопаты в народной медицине при «переделывании» или «перепекании» детей. Больного ребёнка укладывали на хлебную лопату (обычно это делала мать, иногда ребёнка перед помещением на лопату заворачивали в новину и окунали в воду) и сажали в печь так же, как хлеб. Считалось, что такой ребёнок «не допёкся» в утробе матери. В данном обряде происходило «отождествление ребёнка и хлеба, выпечки хлеба и появления ребёнка на свет: его как бы возвращают в материнскую утробу (печь), чтобы он родился заново».
В свадебном обряде в Белгородском уезде Курской губернии в середине XIX века хлебную лопату использовали при выпекании свадебного каравая, в приготовлении которого участвовали замужние родственницы жениха и свадебные чины: дружка, сваха, дядько, бояре. Сваха приготовляла лоток закваски, над которым зажигала три свечи. После получения родительского благословения на изготовление каравая замешивалось тесто, делался каравай, который на хлебной лопате сажался в печь под пение песни.
В Заонежье хлебную лопату (пёклу) применяли в родильной и скотоводческой обрядности как магический предмет, увеличивающий репродуцирующие силы человека и животного. В Балахнинском уезде Нижегородской губернии и на Русском Севере при переезде в новый дом обязательно перевозили с собой хлебную лопату и помело, так как считалось, что на этих предметах переезжает в новый дом домовой.