Рыболовный промысел — один из традиционных видов хозяйственной деятельности коренного населения Севера. С раннего детства ненецкие мальчики перенимают от старших мужчин навыки рыбной ловли: правильно выбрать водоем, починить и смастерить снасти, изготовить лодку и научиться с ней обращаться. Лесные ненцы, как и другие коренные народы Севера, не умеют плавать. Они объясняют это тем, что зимой передвигаются на лыжах, а летом — на лодке.
Летним транспортом ненцам издавна служила выдолбленная из кедра или осины лодка-однодневка, которую также называли «калданка» или «долбленка». В экспозиции Пуровского музея представлена ненецкая лодка-калданка, сделанная по традиционным канонам из цельного ствола дерева. Самое удобное время для заготовки дерева для лодок — март. Начинают делать лодку в июне, когда дерево оттает, а заканчивают до наступления сильных заморозков. Дерево выбирают крепкое, со здоровой сердцевиной, без трещин и сучьев, с плавным естественным изгибом.
Мастерят лодки на берегу, каждый рыбак делает лодку для себя, учитывая собственный вес и параметры фигуры. Чужими лодками у ненцев пользоваться не принято. Перед началом работы в заготовке определяют нос и корму, а само дерево закрепляют на двух бревнах. Вместо рулетки ненцы используют палочки длиной 10 мм, которыми наносят разметку. Основную часть лодки выдалбливают из ствола дерева с помощью тесла — плотницкого инструмента, похожего на топор с поперечным лезвием. Для более тонкой работы применяют скобель.
Особенный момент в изготовлении лодки-калданки — это распаривание. Чтобы отогнуть борта лодки наружу и сделать ее шире, внутрь заливают горячую воду или ставят лодку на козлы над костром. Деревянные распорки постепенно меняют на более длинные, а результат закрепляют поперечными ребрами жесткости.
Правильно сделанная долбленка по скорости, грузоподъемности и маневренности может конкурировать с любой современной лодкой. Калданка — это экологичный транспорт, она не загрязняет окружающую среду и, когда становится непригодна, перегнивает или сгорает в костре.
Летним транспортом ненцам издавна служила выдолбленная из кедра или осины лодка-однодневка, которую также называли «калданка» или «долбленка». В экспозиции Пуровского музея представлена ненецкая лодка-калданка, сделанная по традиционным канонам из цельного ствола дерева. Самое удобное время для заготовки дерева для лодок — март. Начинают делать лодку в июне, когда дерево оттает, а заканчивают до наступления сильных заморозков. Дерево выбирают крепкое, со здоровой сердцевиной, без трещин и сучьев, с плавным естественным изгибом.
Мастерят лодки на берегу, каждый рыбак делает лодку для себя, учитывая собственный вес и параметры фигуры. Чужими лодками у ненцев пользоваться не принято. Перед началом работы в заготовке определяют нос и корму, а само дерево закрепляют на двух бревнах. Вместо рулетки ненцы используют палочки длиной 10 мм, которыми наносят разметку. Основную часть лодки выдалбливают из ствола дерева с помощью тесла — плотницкого инструмента, похожего на топор с поперечным лезвием. Для более тонкой работы применяют скобель.
Особенный момент в изготовлении лодки-калданки — это распаривание. Чтобы отогнуть борта лодки наружу и сделать ее шире, внутрь заливают горячую воду или ставят лодку на козлы над костром. Деревянные распорки постепенно меняют на более длинные, а результат закрепляют поперечными ребрами жесткости.
Правильно сделанная долбленка по скорости, грузоподъемности и маневренности может конкурировать с любой современной лодкой. Калданка — это экологичный транспорт, она не загрязняет окружающую среду и, когда становится непригодна, перегнивает или сгорает в костре.