В XIV веке на смену метательным орудиям пришли огнестрельные, с пороховым зарядом. Нередко взрыв производился прямо в момент запала, и от него страдали сами пушкари. В XV веке порох научились делать в виде «крупы», калибр пушек постепенно увеличивался. В XVI–XVII веках технология пушечного литья была уже хорошо отработана.
С 1568 по 1629 годы в Москве работал Андрей Чохов, пушечных и колокольных дел мастер, литейщик в московском Пушечном приказе. Ему принадлежит множество тяжелых орудий, самое знаменитое — бронзовая Царь-пушка.
Чохов отлил ее в 1586 году по приказу царя Фёдора Иоанновича, фактически — по инициативе Бориса Фёдоровича Годунова.
По одной из версий, мощное орудие изготовили как боевое и единственный раз хотели использовать по назначению в 1591 году, когда к Москве приближались войска крымского хана Казы-Гирея (Газы II Герая). Но до выстрела дело не дошло. По другой версии, пушку изначально планировали выставить на Красной площади у Лобного места как символ государственной мощи.
Долго оставалось загадкой, был ли совершен из пушки хоть один выстрел. В пользу этой версии приводили найденные в стволе частички пороха и именную печать автора внутри ствола (она ставилась только после испытания). Однако других следов стрельбы, например, царапин от каменных ядер, обнаружено не было. В 1980-х годах в ходе реставрации удалось выяснить, что пушка не была доделана: внутренняя часть ствола оказалась незащищенной после отливки, в ней обнаружили наплывы, неровности и горелую землю (возможно, ее прежде и приняли за порох). Не было просверлено и затравочное отверстие.
Часто название «Царь» объясняют грандиозными размерами орудия. Однако изначально причина была другой: ствол пушки украшен рельефным изображением всадника в короне и со скипетром. Надпись свидетельствует о том, что этот всадник — царь Фёдор Иоаннович.
Для перемещения пушки с каждой ее стороны было сделано по четыре скобы. Вместо лафета предусматривался станок с фиксированным углом наклона.
Эту литографию выполнил Пётр Иванович Разумихин — ревельский литограф и рисовальщик. Ему принадлежат многие литографированные портреты, пейзажи, в том числе листы «Живописный Карамзин, или Русская история в картинах» по рисункам Бориса Чорикова.
С 1568 по 1629 годы в Москве работал Андрей Чохов, пушечных и колокольных дел мастер, литейщик в московском Пушечном приказе. Ему принадлежит множество тяжелых орудий, самое знаменитое — бронзовая Царь-пушка.
Чохов отлил ее в 1586 году по приказу царя Фёдора Иоанновича, фактически — по инициативе Бориса Фёдоровича Годунова.
По одной из версий, мощное орудие изготовили как боевое и единственный раз хотели использовать по назначению в 1591 году, когда к Москве приближались войска крымского хана Казы-Гирея (Газы II Герая). Но до выстрела дело не дошло. По другой версии, пушку изначально планировали выставить на Красной площади у Лобного места как символ государственной мощи.
До XX века Царь-пушку принято было считать дробовиком, то есть орудием для стрельбы мелкими камнями — картечью. Позднее исследователи сочли ее бомбардой, крупным стенобитным орудием, которое во время стрельбы закапывали в грунт для устойчивости.
Долго оставалось загадкой, был ли совершен из пушки хоть один выстрел. В пользу этой версии приводили найденные в стволе частички пороха и именную печать автора внутри ствола (она ставилась только после испытания). Однако других следов стрельбы, например, царапин от каменных ядер, обнаружено не было. В 1980-х годах в ходе реставрации удалось выяснить, что пушка не была доделана: внутренняя часть ствола оказалась незащищенной после отливки, в ней обнаружили наплывы, неровности и горелую землю (возможно, ее прежде и приняли за порох). Не было просверлено и затравочное отверстие.
Часто название «Царь» объясняют грандиозными размерами орудия. Однако изначально причина была другой: ствол пушки украшен рельефным изображением всадника в короне и со скипетром. Надпись свидетельствует о том, что этот всадник — царь Фёдор Иоаннович.
Для перемещения пушки с каждой ее стороны было сделано по четыре скобы. Вместо лафета предусматривался станок с фиксированным углом наклона.
Эту литографию выполнил Пётр Иванович Разумихин — ревельский литограф и рисовальщик. Ему принадлежат многие литографированные портреты, пейзажи, в том числе листы «Живописный Карамзин, или Русская история в картинах» по рисункам Бориса Чорикова.