Александр Вязников появился на свет в 1909 году в городе Лубны Полтавской губернии. В 1928 году окончил Лубненскую индустриально-техническую школу, и его направили на строительство Магнитогорского металлургического комбината. Работал художником в газете «Известия Уралсовета». В первые дни Великой Отечественной войны организовал агитационную витрину «Окно сатиры», а год спустя ушел на фронт добровольцем. Путь к Победе начал простым солдатом, затем лейтенант Александр Вязников стал сотрудником армейской газеты, где рисовал карикатуры и плакаты. Характерный пример его творчества — плакат «Бешеной собаке — штык в живот! Раздавит фашистов советский народ!».
Красный силуэт советского солдата в каске со звездой и винтовкой наперевес направляет свой штык в сторону скорченной фигурки в наполеоновской треуголке, украшенной свастикой. Пасть карлика оскалена в крике, волосатые ручонки в крови, зажатый в кулачке кинжал дрожит. А солдат глядит на него сурово и явно готовится прикончить.
Тему возмездия художник поднял в плакате «Суд идет», изданном в 1945 году. Там не нарисованы зал суда и юристы в мантиях, на их месте — закопченный танк Т-34 с гвардейским знаменем на башне и десантом на броне, идущий прямо на зрителя. На переднем плане по траншее разбегаются серые фигурки в рваных мундирах.
После Победы Вязников вернулся в Свердловск, где сотрудничал с редакциями уральских газет, рисуя агитационные плакаты и карикатуры. В них он обличал человеческие пороки, тормозящие послевоенное восстановление страны и развитие производства. Художник непримирим к тунеядцам, пьяницам, взяточникам, клеветникам. Вскоре фронтовик стал председателем правления Свердловской организации Союза художников.
В 1964 году Александр Вязников переезжает в Москву и становится главным художником газеты «Правда». Самый известный плакат этого периода: «Тверд экономики нашей шаг: темп нарастает, к рекорду близясь. А там на пути — за зигзагом зигзаг: спад… безработица… кризис». В верхней части плаката нарисован несущийся вперед красный локомотив, внизу ухабистая дорога, по которой тащатся разбитые телеги, украшенные флагами капиталистических стран.
В 1968 году заслуженный художник РСФСР Александр Вязников издал книгу «Записки военного художника-корреспондента», где рассказал о своей фронтовой судьбе. Умер он в 1975 году, похоронен в Екатеринбурге.
Красный силуэт советского солдата в каске со звездой и винтовкой наперевес направляет свой штык в сторону скорченной фигурки в наполеоновской треуголке, украшенной свастикой. Пасть карлика оскалена в крике, волосатые ручонки в крови, зажатый в кулачке кинжал дрожит. А солдат глядит на него сурово и явно готовится прикончить.
Тему возмездия художник поднял в плакате «Суд идет», изданном в 1945 году. Там не нарисованы зал суда и юристы в мантиях, на их месте — закопченный танк Т-34 с гвардейским знаменем на башне и десантом на броне, идущий прямо на зрителя. На переднем плане по траншее разбегаются серые фигурки в рваных мундирах.
После Победы Вязников вернулся в Свердловск, где сотрудничал с редакциями уральских газет, рисуя агитационные плакаты и карикатуры. В них он обличал человеческие пороки, тормозящие послевоенное восстановление страны и развитие производства. Художник непримирим к тунеядцам, пьяницам, взяточникам, клеветникам. Вскоре фронтовик стал председателем правления Свердловской организации Союза художников.
В 1964 году Александр Вязников переезжает в Москву и становится главным художником газеты «Правда». Самый известный плакат этого периода: «Тверд экономики нашей шаг: темп нарастает, к рекорду близясь. А там на пути — за зигзагом зигзаг: спад… безработица… кризис». В верхней части плаката нарисован несущийся вперед красный локомотив, внизу ухабистая дорога, по которой тащатся разбитые телеги, украшенные флагами капиталистических стран.
В 1968 году заслуженный художник РСФСР Александр Вязников издал книгу «Записки военного художника-корреспондента», где рассказал о своей фронтовой судьбе. Умер он в 1975 году, похоронен в Екатеринбурге.