В художественной коллекции Пензенского литературного музея хранится иллюстрация «Подпасок» к одноименной автобиографической повести Петра Ивановича Замойского, созданная пензенским художником Борисом Ивановичем Лебедевым.
Есть люди, без творчества которых практически невозможно представить себе культурный облик Пензенского края. Так можно сказать и о художнике Борисе Ивановиче Лебедеве. За свою жизнь Борис Лебедев создал несчетное количество работ: агитационные плакаты, иллюстрации к книгам и журналам, карикатуры, портреты известных людей Пензенского края. Вся его творческая жизнь проходила под девизом: «Ни дня без работы». По воспоминания дочери Бориса Лебедева, в доме, где они жили, всегда горел свет и постоянно создавались новые картины.
В фондах музея хранится богатая коллекция иллюстраций, графики Бориса Ивановича с зарисовками образов Пензы, быта и ее жителей. По воспоминаниям самого художника, знакомство и крепкая дружба с Петром Ивановичем Замойским оказали сильное влияние на становление его именно как иллюстратора к произведениям пензенских писателей. Благодаря Замойскому Борис Иванович стал глубже понимать не только произведения писателя, но и расширил собственное представление о жизни сельских тружеников, благодаря чему иллюстрации получались яркими и точными.
Лебедев часто гостил у Замойских в Москве. Друзья долго
и много разговаривали вечерами о жизни. Иногда эти разговоры
заканчивались только под утро. Рассказчиком Пётр Иванович был умелым.
Впоследствии художник вспоминал, что Замойский повествовал о событиях
из своей личной жизни, о своей простой деревенской семье в таких
деталях и ярких красках, что все слушатели, казалось, под конец были лично
знакомы с героями рассказа. Лебедева настолько вдохновляли истории друга, что
он потом без труда переносил на холст услышанные и живо представленные образы.
Борис Иванович работал и в качестве иллюстратора книг Петра Ивановича
Замойского. По признанию и самого писателя, и даже его односельчан, Лебедев в
своих работах добивался такой степени убедительности, что бывалые люди могли
угадать прототипы.