Шаманизм в недавнем прошлом был одним из самых распространенных культов у лесных ненцев. Шаманами становились, как правило, люди исключительной, особой одаренности — ненцы верили, что они избраны духами. Быть служителями культа могли только мужчины, так как в обрядах нужна была физическая сила. К помощи шамана прибегали почти во всех важных для лесных ненцев случаях жизни, будь то серьезная болезнь, отправка на промысел или пропажа оленей. Шаман совершал тот особый ритуальный комплекс действий, который называется камлание.
Камлание, по представлению лесных ненцев, являло собой способ общения шаманов с духами. Для проведения обрядов использовали разные предметы растительного и животного происхождения. В числе ритуальных принадлежностей шамана — кусочки шкуры с передней лапки выдры, пушистого хищного зверька, обитающего в северных реках и озерах. Выдра, так же как соболь и бобер, у лесных ненцев считается священным животным. Но это не значит, что на выдру нельзя охотиться — в зимние месяцы ненцы всегда это делали. Мех выдры шел на пошив шапок, а косточки и остатки шкурки аккуратно собирались. Сжигая кусочки шкуры и лапки на специальном подносе для шаманских камланий, служители ненецкого культа проводили обряды очищения от скверны и окуривания чума.
Сегодня культ практически забыт, а таких ярких представителей этноса, как шаманы, практически не осталось. Некоторые их функции выполняют в семьях старшие женщины. Наибольший урон традиционной вере лесных ненцев нанесла советская антирелигиозная кампания в 30-е годы XX столетия. Репрессии, направленные против шаманов, почти полностью уничтожили традиционные мировоззренческие ориентиры, разрушили целостную систему религиозных, моральных, этических знаний лесных ненцев. Страх открытого проявления своих религиозных представлений сохраняется у этноса до сегодняшнего дня.
Ритуальные принадлежности шамана сегодня можно увидеть в музейных этнографических выставках. Лапка выдры, представленная в коллекции Губкинского музея освоения Севера, дополняет тему шаманизма в экспозиции.
Камлание, по представлению лесных ненцев, являло собой способ общения шаманов с духами. Для проведения обрядов использовали разные предметы растительного и животного происхождения. В числе ритуальных принадлежностей шамана — кусочки шкуры с передней лапки выдры, пушистого хищного зверька, обитающего в северных реках и озерах. Выдра, так же как соболь и бобер, у лесных ненцев считается священным животным. Но это не значит, что на выдру нельзя охотиться — в зимние месяцы ненцы всегда это делали. Мех выдры шел на пошив шапок, а косточки и остатки шкурки аккуратно собирались. Сжигая кусочки шкуры и лапки на специальном подносе для шаманских камланий, служители ненецкого культа проводили обряды очищения от скверны и окуривания чума.
Сегодня культ практически забыт, а таких ярких представителей этноса, как шаманы, практически не осталось. Некоторые их функции выполняют в семьях старшие женщины. Наибольший урон традиционной вере лесных ненцев нанесла советская антирелигиозная кампания в 30-е годы XX столетия. Репрессии, направленные против шаманов, почти полностью уничтожили традиционные мировоззренческие ориентиры, разрушили целостную систему религиозных, моральных, этических знаний лесных ненцев. Страх открытого проявления своих религиозных представлений сохраняется у этноса до сегодняшнего дня.
Ритуальные принадлежности шамана сегодня можно увидеть в музейных этнографических выставках. Лапка выдры, представленная в коллекции Губкинского музея освоения Севера, дополняет тему шаманизма в экспозиции.