Лампада — это светильник, который зажигают перед иконами, мощами, святынями и в особо священных местах храма. Самые ранние лампады — кандила — делали из глины, бронзы, а позже из металла — меди, латуни, серебра. Их декорировали орнаментом, эмалями, стеклом, филигранью, драгоценными камнями. В XVIII–XIX веках появились лампады в виде фарфоровых, стеклянных или фаянсовых чаш.
Лампады разделяют на настольные, настенные и подвесные. Лампада из коллекции Тобольского музея-заповедника относится к подвесным. Фарфоровая чаша покрыта позолотой и выполнена в форме вазы с тремя ушками-петлями в виде кистей винограда. К петлям прикреплены три металлические цепочки для подвешивания. Подвесная лампада крепится к потолку или к киоту — особому шкафчику для иконы.
Лампады наполняли елеем — оливковым маслом, которое именовали деревянным. В верхней части чаши устанавливался поплавок, сквозь который просовывали фитиль — узкую полоску тонкой материи, туго скрученную в жгут. Огонь в лампаде не должен был гореть слишком ярко.
Зажжение лампады во время богослужебной или домашней молитвы является одним из самых распространенных действий в православной культуре. Свет лампады символизирует незримый Божественный свет. Сама традиция возжигать свечи и лампады в храмах зародилась в глубокой древности. В ветхозаветные времена перед книгой закона Моисея горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. Позднее в христианских церквях светильники сохранили духовно-символическое значение. Свой особенный смысл имел и елей, он символизировал чистоту и искренность человека в поклонении Богу. В связи с этим до наших дней сохранилась традиция пожертвования верующими масла для наполнения лампад.
В домах христиан принято было зажигать неугасимую лампаду в красном углу, как и в храме. Одной из православных традиций является помазание больного человека или просто молящегося отгоревшим маслом. Так, например, поступал преподобный Серафим Саровский, возжигавший лампадки за каждого, кто просил его помолиться о себе или о своих умерших родственниках.
В современных православных храмах лампады горят в алтаре, на иконостасе, у всех икон в средней части храма.
Лампады разделяют на настольные, настенные и подвесные. Лампада из коллекции Тобольского музея-заповедника относится к подвесным. Фарфоровая чаша покрыта позолотой и выполнена в форме вазы с тремя ушками-петлями в виде кистей винограда. К петлям прикреплены три металлические цепочки для подвешивания. Подвесная лампада крепится к потолку или к киоту — особому шкафчику для иконы.
Лампады наполняли елеем — оливковым маслом, которое именовали деревянным. В верхней части чаши устанавливался поплавок, сквозь который просовывали фитиль — узкую полоску тонкой материи, туго скрученную в жгут. Огонь в лампаде не должен был гореть слишком ярко.
Зажжение лампады во время богослужебной или домашней молитвы является одним из самых распространенных действий в православной культуре. Свет лампады символизирует незримый Божественный свет. Сама традиция возжигать свечи и лампады в храмах зародилась в глубокой древности. В ветхозаветные времена перед книгой закона Моисея горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. Позднее в христианских церквях светильники сохранили духовно-символическое значение. Свой особенный смысл имел и елей, он символизировал чистоту и искренность человека в поклонении Богу. В связи с этим до наших дней сохранилась традиция пожертвования верующими масла для наполнения лампад.
В домах христиан принято было зажигать неугасимую лампаду в красном углу, как и в храме. Одной из православных традиций является помазание больного человека или просто молящегося отгоревшим маслом. Так, например, поступал преподобный Серафим Саровский, возжигавший лампадки за каждого, кто просил его помолиться о себе или о своих умерших родственниках.
В современных православных храмах лампады горят в алтаре, на иконостасе, у всех икон в средней части храма.