В экспозиции Краеведческого музея города Железнодорожного представлена керосиновая лампа. Лампа имеет металлическое основание в форме вазы золотого цвета с вертикальными рельефными полосками одинаковой ширины по диаметру на массивном круглом основании. На колесике — регуляторе яркости — четко читается клеймо производителя: «Карлъ Голи. Берлин» (надписи на русском и немецком языках). Хронологически лампа относится ко второй половине XIX — первой половине XX века.
Невозможно назвать одного конкретного изобретателя керосиновой лампы, неизвестен и точный год ее изобретения. Первое упоминание об их прототипах — нефтяных лампах — встречается в трудах багдадского ученого, врача и алхимика Ар-Рази и датируется IX веком. Однако создателями этой технической новинки считают сотрудников львовской аптеки — магистров фармации Яна Зеха (1817–1897) и Яна Юзефа Игнация Лукасевича (1822–1882), а также жестяных дел мастера Адама Братковского.
Игнаций Лукасевич был одним из пионеров перегонки нефти, и это было важным шагом на пути к созданию керосиновой лампы. Занимаясь исследованиями дистилляции сырой нефти, первоначальной целью которых было создание новых лекарств, фармацевты получили желтоватую маслянистую жидкость, дававшую при горении яркий и ровный свет. Это и был керосин. 30 марта 1853 в года во Львове, в аптеке «Под золотой звездой», в жестяной лампе публично «загорелся» полученный нефтепродукт. Эта лампа была больших размеров и представляла собой цилиндр, сделанный из толстого металла. Внизу была емкость, куда наливался керосин, а над ней стекло, которое защищало фитиль от ветра.
31 июля при свете лампы Лукасевича прошла операция во львовской больнице. Доктор Заорский, успешно вырезав аппендикс у пациента Владислава Холецкого, отметил, что в свете лампы работать куда легче, чем при свечах. Когда слава о керосиновой лампе распространилась по территории соседних государств, австрийцы серьезно заинтересовались этим видом освещения. Не раздумывая, они начали ее выпускать и у себя. Данным производством занялось венское предприятие под названием «Дитмар». Эта фабрика стала выпускать порядка 1000 моделей таких горелок. Склады фирмы находились не только в столице Австрии, но и в Триесте, Милане, Праге, Лионе, Кракове и даже в Бомбее. К сожалению, львовские рационализаторы не смогли своевременно запатентовать свое изобретение. Любопытно, что, когда австрийские аналоги начали продаваться на их родине, во Львове, их именовали исключительно «венскими».