Такие светильники, как керосиновые лампы, были популярны в Российской империи периода XIX — начала XX века. Однако после внедрения электрического освещения применение керосиновых ламп постепенно прекратилось.
Первые исторические упоминания об использовании керосина в освещении относятся к 1846 году, когда Абрахам Геснер предложил использовать продукт перегонки угля для осветительных целей и указал на достоинства нового топлива: яркость и чистоту.
Керосиновые лампы выпускались разных видов и размеров. Всего за 40 лет создали более тысячи разных моделей. Одной из важнейших характеристик керосиновых ламп была линейность — размер фитиля. От него зависела и светимость. Ширина фитиля измерялась в линиях — старинной русской и английской мере длины. Одна линия составляла 1/12 дюйма или около 2 миллиметров.
В Российской империи керосиновые лампы появились в 1861 году. В 1894 ученик и ассистент крупного специалиста горного дела, профессора кафедры химии Горного института Конона Ивановича Лисенко (1836–1903), инженер Алексей Иванович Степанов впервые в мире разработал «Основы теории ламп».
Классическая керосиновая лампа состоит из металлической емкости для керосина, горелки, стекла, которое формирует воздуховод, металлического каркаса для его защиты и регулятора светимости — ключа.
Керосиновая лампа в России была не только предметом освещения, но и украшала интерьеры. Зачастую она являлась произведением декоративно-прикладного искусства. Например, в богатых домах интерьеры украшали стеклянные и фарфоровые настольные лампы с изящными абажурами.
Металлические части для них делались из бронзы и чугуна, а некоторые детали по специальным заказам создавались на лучших фарфоровых фабриках во французском Севре и немецком Мейсене. Варианты подешевле не имели богатого декора, их изготавливали из железа, латуни, штамповали из цветного стекла.
В большинстве ламп высота выставления фитиля регулировалась
зубчатым приводом. Горелка удерживала фитиль. Поступление воздуха
обеспечивалось в таком количестве, чтобы пламя было светлым и ярким.
Недостаток воздуха приводил к тому, что пламя темнело, а лампа
начинала коптить. При излишке воздуха пламя становилось синим.