В художественном собрании Государственного музея А.С. Пушкина хранится портрет Леонтия Васильевича Дубельта — участника Отечественной войны 1812 года, до 1822 — адъютанта Николая Николаевича Раевского-старшего, дежурного штаб-офицер корпуса жандармов.
Портрет Л.В. Дубельта
Ежели я, вступая в корпус жандармов, сделаюсь доносчиком, наушником, тогда моё доброе имя, конечно, будет запятнано. Но ежели я, напротив, не мешаясь в дела внутренней полиции, буду опорой бедных, защитою несчастных, <…> тогда чем назовёшь ты меня?
В мемуарной хронике Герцен писал о Дубельте:
Дубельт лицо оригинальное, он, наверное, умнее всего третьего и всех трёх отделений Собственной канцелярии. Исхудалое лицо его, оттенённое длинными светлыми усами, усталый взгляд, особенно рытвины на щёках и на лбу, ясно свидетельствовали, что много страстей боролись в этой груди, прежде, чем голубой мундир победил, или лучше накрыл всё, что там было. Черты его имели что-то волчье и даже лисье, то есть выражали тонкую смышлёность хищных зверей, вместе уклончивость и заносчивость <…> Когда я взошёл в его кабинет, он сидел в мундирном сюртуке без эполет и, куря трубку, писал.
Дубельт общался с Александром Сергеевичам Пушкиным, будучи помощником Александра Христофоровича Бенкендорфа. После гибели Пушкина Дубельт вместе с Жуковским разбирали архив Пушкина. Леонтий Васильевич вел специальный журнал, где подробно документировал и структурировал пушкинские бумаги, письма и книги в рукописях. По итогам пятнадцатидневной работы Дубельт составил итоговую опись, один экземпляр которой остался у Жуковского, другой через Бенкендорфа был передан императору Николаю I. В 1853 году дочь Пушкина Наталья вышла замуж за сына Дубельта — Михаила Леонтьевича Дубельта (1822–1900), подполковника пехотного полка.