Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История родного края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Кувшин

Время создания
конец XIX в. – начало XX в.
Размер
Диаметр - 28 см, высота - 40,5 см
Техника
глина мореная (черная)
5
Открыть в приложении
#2
Кувшин (муж. -нец, -нчик умалит. кукшин южн. , зап. , пск. (кука?))глиняный, стеклянный или металлический сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою; урна, ваза.
Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля
#3

Назначение

#4
Кувшины — от мала до велика
Кувшины используются в быту. Главным назначением кувшина было хранение жидкостей. Поэтому его относили к «питейной» посуде. Вид напитка определял форму сосуда. В широкие, округлые наливали воду, квас, вино, в удлиненные с крышкой — пиво.
#6
Однако в истории известны случаи, когда кувшины использовали и для других нужд.
#5
Например, кувшин-крупник использовали для хранения сыпучих продуктов. В него можно было вместить пуд (около 16 кг) какой-нибудь крупы, поэтому его еще называли «пудовик».
#7
Рукомой царевича Ивана Алексеевича. Мастерские Московского Кремля, 1676 г. Прокопьев Федор, Иванов Василий. Серебро, чеканка, скань, эмаль.
Существовали кувшины-рукомои для умывания. Причем кувшин для мытья рук отличало наличие ножки, большой ручки и удлиненного носика.
#8
Кувшины-голосники
Также на Руси кувшины использовали при строительстве храмов для улучшения акустики внутри помещения. Русские зодчие замуровывали кувшины разной величины по основанию купола, так, что снаружи оставалось только отверстие горлышка. Для строительства использовали кувшины, изготовленные из хорошо отмученной глины, сильно обожженные, их внутренняя поверхность была не заглажена.
#9

Особенности глиняных кувшинов

#10
Кувшин краснолощенный
Глиняные кувшины встречаются краснолощеные и чернолощеные.
 
Краснолощеные имеют естественный цвет глины. 

Чернолощеные — приобретают черный цвет в процессе обжига в печи без доступа кислорода, при последующем томлении в густом черном дыму. Для создания густого задымления уже в конце обжига в гончарный горн добавляли смолистые сосновые дрова, ненужное тряпье, сырой навоз и траву. Поэтому черную керамику еще называли томленой или мореной.
#11
Кувшин чернолощенный
Способ изготовления чернолощеной керамики был открыт еще в древности.

Известно, что у этрусков (VIII–II вв. до н. э.) уже существовала технология изготовления чернолощеной керамики.

В России была широко распространена чернолощеная бытовая утварь, пик ее популярности пришелся на период с VII по XIX вв. С ХVIII в. чернолощеная керамика постепенно стала уступать место быстро развивающимся майолике и фарфору, сперва заняв нишу элементарной крестьянской утвари, а в XX веке вовсе почти исчезнув из обихода.
#12

Знаете ли вы?

#13
Благодаря пористой структуре глиняных кувшинов с внешней стороны кувшин всегда влажен, а внутренняя температура ниже внешней. Это свойство позволяет кувшину из глины регулировать температуру и влажность. Преимущества глиняного кувшина очевидны, в теплую погоду холодный напиток останется холодным, в холодную погоду теплый напиток останется теплым.
#14

Особенности украшения керамики (глиняных изделий)

#15
Лощеная керамика
Лощеной называли керамику, имеющую гладкую поверхность.

При «лощении» поверхность глиняного изделия натирали до зеркального блеска камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. При лощении верхний слой глины уплотняется, становится более прочным и меньше пропускает воду.

Этот легкий способ в старину даже заменял более трудоемкое глазурование, когда блестящую свинцовую глазурь накладывали на изделие после первого обжига.
#17
Кроме того на керамике встречаются узоры (орнаменты). Их наносят еще до обжига, когда изделие еще не совсем высохло.
#16
Тиснение — способ художественной обработки поверхности какого-либо материала путем выдавливания на его поверхности рельефных изображений.
Основу простых орнаментов, образующих однорядные или многорядные узорные пояски, составляют отпечатки в виде ямочек, нанесенных заостренной палочкой, зубчатым колесиком, зубьями гребенки, штампом (тиснением). Свободным росчерком палочки по мягкой сырой глине наводились волнистые узоры, завитки, елочки, косые насечки, ломаные в виде зубчиков линии.
#18
Наличие более сложных в исполнении орнаментов в виде надписей или рисунков могло иметь особое символичное значение — например, изображать календарь праздников или порядок какого-либо ритуала, обряда.
#19
читать дальшескрыть

Кувшин

Время создания
конец XIX в. – начало XX в.
Размер
Диаметр - 28 см, высота - 40,5 см
Техника
глина мореная (черная)
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%