По завершении Кавказской войны, ближе к рубежу XIX и ХХ веков, на территории Адыгеи начала распространяться медная посуда. Традиционно черкесы пользовались изделиями из керамики, но медная утварь была куда легче и удобнее в быту — и потому быстро завоевала популярность у местных жителей.
Кумган
Время создания
Конец ХIХ века
Размер
33,5x16 см
Техника
Ковка. Медь, железо
Коллекция
Выставка
7
Открыть в приложении#1
Кумган
#3
#2
Изготовление
#4
Основную массу медной посуды ковали на территории современного Дагестана, также большим спросом пользовались услуги бродячих мастеров. Медники странствовали по дорогам Северного и Южного Кавказа со всей необходимой экипировкой за плечами: они брали с собой молоточки, небольшие наковальни, инструменты для чеканки и гравировки, а также ремонта посуды.
#5
В ходе ковки медную посуду лудили, то есть покрывали тонким слоем олова, внутри и снаружи. Лужение защищало металл от внешних воздействий и неблагоприятных процессов, в частности коррозии. А для более гигиеничного использования мастера наносили на внутреннюю поверхность сосудов, предназначенных для воды, еще и мастику на восковой основе.
#6
Часто на медную посуду наносили узоры гравировкой или чеканкой. Поэтому ее изготовление было достаточно трудоемким, а сами предметы стоили недешево — и приобретать посуду целыми комплектами могли только состоятельные адыги.
#8
Сосуд из меди
#7
Одним из самых распространенных сосудов из меди был кувшин с узким носиком, который назывался кумган. Его использовали для бытовых и ритуальных омовений.
При всем многообразии форм, кумганы традиционно ковали выпуклыми, с тонкой шейкой. Такие очертания ассоциировались с женской фигурой — а вода, согласно верованиям черкесов, была именно женской субстанцией.
#9
Украшали кумганы различными водными символами. Круги и бугорки символизировали капли, полосы — струи и потоки, а дуги, как предполагают исследователи, — дождевые облака.
#12
Внедрения ислама
#10
Распространение кумганов и другой ритуальной посуды в Черкесии было следствием внедрения ислама в адыгскую культуру. Ни один намаз нельзя было совершить без специального омовения, ведь предстать перед Аллахом мог только тот, кто прошел ритуальное очищение.
#11
Мусульманство суннитского толка в Черкесии распространяли крымско-татарские ханы и турецкие миссионеры. Адыги сопротивлялись навязыванию новой религии, как и в целом османскому господству в своих землях, поэтому к XIX–XX векам на их территории так и не сформировались прочные исламские институты. Даже осознавая себя членами мусульманского мира, черкесы продолжали жить согласно собственным древним представлениям и ценностям. А из всех религиозных норм они исполняли лишь часть значимых ритуалов, например похоронную церемонию.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Кумган
Время создания
Конец ХIХ века
Размер
33,5x16 см
Техника
Ковка. Медь, железо
Коллекция
Выставка
7
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться