Самостоятельно изготовленные уникальные игрушки — часть традиционной материальной и духовной культуры лесных ненцев. С древности игры и игрушки учат детей труду и правилам поведения, через них они открывают для себя мир и ценности своего народа. Это не просто развлечение или способ подражания взрослым, через игру дети неосознанно готовятся к самостоятельной жизни.
Одна из традиционных кукол, которыми играют в детстве лесные ненки — «нухуко». Голова такой куклы изготавливается из клюва водоплавающей птицы. У куклы-мальчика головой служит клюв гуся, у куклы-девочки — клюв утки. Ненцы считают, что перелетные птицы ежегодно улетают к богу и поэтому чисты и невинны. Одежду для таких кукол, напоминающую традиционную мужскую малицу или женскую ягушку, мастерят из кусочка сукна или меха и украшают разноцветными лентами.
Ненецких девочек очень рано начинают готовить к роли хозяек, чтобы они могли начать помогать матери. Ведение домашнего хозяйства у ненцев полностью ложится на плечи женщины. Уже в пять-шесть лет девочки учатся обращаться с иголкой и ниткой, изготовление одежды для нухуко — одна из первых их попыток кроить, шить и подбирать декоративные элементы. К более старшему возрасту у владелицы собираются целые семьи из нухуко — у них даже могут быть свои чумы, лодки и посуда, которые тоже делают своими руками.
Нухуко — не просто традиционная кукла, для ненцев она имеет сакральное значение. Чтобы уберечь ребенка от враждебных сил и злых духов, куклу делают без лица, рук и ног, то есть всего того, что отождествляло бы ее с человеком. Считается, что человеческие лицо и тело могут наделить игрушку сверхъестественной силой. Сегодня наряду с традиционной «нухуко», ненецкие девочки играют и фабричными куклами, но одевают их, как и прежде, в малицу или ягушку, обувь-кисы и меховой капор.
В экспозиции Губкинского музея освоения Севера представлена кукла «нухуко» в разноцветной суконной ягушке. Голова куклы выполнена из клюва утки, к ней прикреплены традиционные накосные украшения из сукна, украшенные бисером и бусинами. Передняя часть утиного носа также украшена нитками бисера, выполняющими роль налобно-височных украшений.
Одна из традиционных кукол, которыми играют в детстве лесные ненки — «нухуко». Голова такой куклы изготавливается из клюва водоплавающей птицы. У куклы-мальчика головой служит клюв гуся, у куклы-девочки — клюв утки. Ненцы считают, что перелетные птицы ежегодно улетают к богу и поэтому чисты и невинны. Одежду для таких кукол, напоминающую традиционную мужскую малицу или женскую ягушку, мастерят из кусочка сукна или меха и украшают разноцветными лентами.
Ненецких девочек очень рано начинают готовить к роли хозяек, чтобы они могли начать помогать матери. Ведение домашнего хозяйства у ненцев полностью ложится на плечи женщины. Уже в пять-шесть лет девочки учатся обращаться с иголкой и ниткой, изготовление одежды для нухуко — одна из первых их попыток кроить, шить и подбирать декоративные элементы. К более старшему возрасту у владелицы собираются целые семьи из нухуко — у них даже могут быть свои чумы, лодки и посуда, которые тоже делают своими руками.
Нухуко — не просто традиционная кукла, для ненцев она имеет сакральное значение. Чтобы уберечь ребенка от враждебных сил и злых духов, куклу делают без лица, рук и ног, то есть всего того, что отождествляло бы ее с человеком. Считается, что человеческие лицо и тело могут наделить игрушку сверхъестественной силой. Сегодня наряду с традиционной «нухуко», ненецкие девочки играют и фабричными куклами, но одевают их, как и прежде, в малицу или ягушку, обувь-кисы и меховой капор.
В экспозиции Губкинского музея освоения Севера представлена кукла «нухуко» в разноцветной суконной ягушке. Голова куклы выполнена из клюва утки, к ней прикреплены традиционные накосные украшения из сукна, украшенные бисером и бусинами. Передняя часть утиного носа также украшена нитками бисера, выполняющими роль налобно-височных украшений.