Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Как в старину люди в кремле жили…»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Кубик для игры

Время создания
XVI–XVII века
Место создания
Россия
Размер
0,6x0,6x0,6 см
Техника
кость; резьба, сверление, обточка
1
Открыть в приложении
#2

Игра в кости — одна из самых древних в мире. Первая настольная игра с фишками была найдена в Египте. Ее называли «сенет», что переводится как «прохождение». Игре сенет более 5000 лет, она упоминалась в религиозной «Книге мертвых» и трактовалась как путешествие в потусторонний мир и поединок покойника с его душой.

Игра в кости быстро развивалась и получила массу разновидностей в античном мире и средневековой Европе. Правила были от самых простых — броска с наибольшим количеством очков — до сложных тактик и стратегий. Первые кубики делали из суставов домашних животных, отсюда и название «кости». Люди с меньшим достатком вырезали кубики из дерева или фруктовых косточек. Знатные игроки заказывали кубики из дорогих материалов: слоновой кости, агата, янтаря, оникса, серебра и золота.

Игры в кости и шахматы упоминаются как «бесовские» в «Домострое» XVI века. На Руси игру в кости называли зернью: это связано с точками-зернами, нанесенными на кубики. Иногда некоторые грани оставляли пустыми или чернили, в этом случае максимальное количество зерен было равно четырем.

При русской игре в зернь обычно метали по три кубика. Побеждал тот, у кого было больше точек на верхней грани. Игра могла происходить на специальной «зерновой» доске. Место, где происходила игра, называлось майданом, что в переводе с арабского означает «площадь», а владельца игорного дома именовали майданщиком.

Майданщик имел право суда по «зерновым искам»: он писал кабалы на несостоятельных игроков, которые должны были платить ему вознаграждение. Чаще всего игорный откуп держали кабацкие целовальники — так в царской России называли финансовых служащих.

В различных документах часто упоминались вредные последствия азартной игры в кости: служилые люди, крестьяне, иноземцы проигрывались «донага», закладывали одежду, лошадей, писали кабалы на себя. При игре возникали ссоры, драки и даже убийства.

Кости служили не только для игры, но и для гадания — «развода косного». Предсказания совершалось по комбинации трех выпавших цифр. Специальные гадательные книги содержали пояснения, как трактовать сочетания на кубиках. Кости отвечали на вопросы о здоровье, недругах, домашних и сердечных делах.
#4
Кубик для игры
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Кубик для игры

Время создания
XVI–XVII века
Место создания
Россия
Размер
0,6x0,6x0,6 см
Техника
кость; резьба, сверление, обточка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%