В экспозиции «Кузнецкая путеводительница», в зале «Треугольник» («Эго»), находятся два нательных старообрядческих мужских креста, символизирующих братание соперников, произведших знаковое действо — обмен крестами.
Первый старообрядческий нательный мужской крест выполнен из металла желтого цвета. Он имеет строгую четырёхконечную форму, внутри которой изображен восьмиконечный крест с символическими изображениями (могила, копья, схематичное изображение головы Адама) и текстами из Священного писания. Ушко для вдевания тесьмы статично, прикреплено к основанию креста.
Мужской старообрядческий крест — это прямоугольный крест с прямыми углами в средокрестии. На лицевой стороне помещается изображение восьмиконечного креста с параллельными ему, то есть строго вертикальными, тростью и копием. Поверх восьмиконечного креста располагается надпись «Царь Славы», по бокам средней перекладины или над ней — инициалы «IC XC». Выше средней перекладины на больших мужских крестах размещается надпись «КРСТ ХРАН», ниже ее — «СН БЖIЙ» и «НИ КА», а внизу — буквы «К» [опие], «Т» [рость], «Г» [лава], «А» [дама] и иногда дополнительные буквы «М» [есто], «Л» [обное], «Р» [ай], «Б» [ысть]. В подножии восьмиконечного креста размещалось схематическое изображение Голгофы; оно могло быть ступенчатым, треугольным, овальной формы и включало в себя столь же схематическое изображение черепа. На обратной стороне помещалась молитва «Да воскреснет Бог…», иногда кресты XVIII века имели гладкий оборот.
Второй старообрядческий нательный крест — ажурный, но он тоже выполнен из металла желтого цвета. Края креста обрамлены узорчатыми зубчиками и четырьмя фигурными украшениями, отделенными от основы четырьмя круглыми отверстиями, увенчанными шариками. С лицевой стороны креста — рельефное изображение 8-конечного креста и текст из Священного писания. На тыльной стороне — орнамент из символических фигур (круг, квадрат, треугольники). По краю креста с обеих сторон расположен старославянский текст.
Биографически братание соперников происходит в Кузнецке в ноябре 1856 года между Ф.М. Достоевским и его соперником учителем Н.Б. Вергуновым, литературно — между Парфёном Рогожиным и Львом Мышкиным («Идиот»). Иногда в произведениях Ф.М. Достоевского братание соперников присутствует, но обмена крестами не происходит (Иван Петрович и Алёша Валковский в «Униженных и оскорбленых», Трусоцкий и Вельчанинов в «Вечном муже» и другие).
У Достоевского нательные кресты — это не только кресты с распятием, но и нательные образы, визуальные знаки. Обмен крестами в его художественном мире — это акт передачи креста или образа другому человеку, налагающий на литературных персонажей особую ответственность за жизнь другого, это решение нести чужой крест как свой собственный.