Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры из собрания Музея имени Андрея Рублёва»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Крест-тельник процветший с цепью-гайтаном

Время создания
XVII век
Место создания
Россия
Размер
8,2x6,9 см
длина цепи-гайтана — 90 см
Техника
серебро 500-й пробы; литье, плетение
1
Открыть в приложении
#1

Четырехконечный крест с расширяющимся средокрестием и секировидными окончаниями ветвей из коллекции Музея имени Андрея Рублёва — это крест-тельник. Он поступил в музей из семьи художника Василия Яковлевича Ситникова.

Внешние края ветвей соединены между собой и отмечены завитками с тремя рельефными «жемчужинами»-шариками, внутренние — четырьмя кружками. В средокрестии рельефом выделено изображение восьмиконечного Голгофского креста с венком-цатой, копьем и тростью. У основания креста изображена глава Адама. По сторонам — четыре прямоугольные рельефные накладки с надписями: «ЦРЬ СЛВЫ» («Царь славы»), «IСЪ» («Иисус»), «ХСЪ» («Христос»), «НИКА» («Победа»).

На полях креста — рельефный текст молитвы ко Кресту, а вся поверхность покрыта растительным и геометрическим орнаментом. Таким образом, в декоре креста расположены отсылки к Святой Троице, собственно Крест Распятия и число апостолов.

Исследователи полагают, что уже в V веке было принято обращать молитвы ко кресту вне зависимости от места его размещения, техники и материала изготовления. С эпохи императора Юстиниана почитание креста стало ведущей темой церковной декорации в разных вариантах, от простого четырехконечного креста в зените купола собора Святой Софии в Константинополе до самостоятельной композиции «Поклонение Кресту».

Обычай ставить крест на престол упоминается в сирийских текстах V–VI веков. В VI–VII веках материалом для алтарных и процессионных крестов было преимущественно серебро с чернью или позолотой, вскоре его вытеснила бронза. Большинство крестов имели расширенные концы, хотя сохранились и примеры с прямыми. Часто на них помещались гравированные или черневые надписи (как правило, с текстом Трисвятого или посвятительного характера), монограммы (например, имен донаторов), иногда — изображение Распятия (литые рельефные кресты с изображением Распятия до Х века неизвестны).

Также кресты были часто украшены фигурами апостолов или евангелистов, Богородицы и святого Иоанна Крестителя, которые входят в композицию деисуса. Образы Богородицы и святых часто размещаются и на обратной стороне креста.

#4
Крест-тельник процветший с цепью-гайтаном
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Крест-тельник процветший с цепью-гайтаном

Время создания
XVII век
Место создания
Россия
Размер
8,2x6,9 см
длина цепи-гайтана — 90 см
Техника
серебро 500-й пробы; литье, плетение
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%