Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Стрелецкий мир»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Крест-тельник

Время создания
XV–XVI века
Место создания
Россия
Размер
3,5x2 см
Техника
медный сплав, литье
Коллекция
Собрание Сергея Афонина, Москва
0
Открыть в приложении
#2
Кресты относятся к массовым находкам археологических исследований, что подтверждает их широкое использование населением в разные периоды времени. Вместе с ними получили распространение нательные иконки и энколпионы — небольшие ковчежцы, которые имели округлую, прямоугольную или крестообразную форму.

Особенность крестов домонгольского периода заключается в редком использовании сюжетов, иными словами, в отсутствии на таких предметах фигурных изображений, которые представляли распятие Христа или Богоматерь. Однако с XIII столетия количество крестов с ликом Спасителя постепенно начало возрастать.

Кресты в России различались по своим формам. Даже Византия не знала такого количества разных типов христианских крестов. Прямые концы встречались в таких предметах редко, при этом кресты с такой особенностью чаще всего были лишены какого-либо орнамента.

Весьма распространены были кресты с округлым и криновидным окончанием, которое было похоже на цветок из трех лепестков («крину»). Такую форму креста часто называют русской, однако они встречались исследователям больше на Балканах и в Византии.

Кресты в основном изготавливали способом литья. Часть ученых предполагает, что на территории России не существовало отдельных центров производства крестов, а литьевые мастерские были разбросаны по всей территории государства.

Представленный в экспозиции нательный крестик выполнен мастером из меди, в центре расположен образ Спаса Нерукотворного. Справа автор поместил фигуру Богородицы, а слева — Иоанна Богослова. Образ Спаса ремесленник отделил от образа Николая Чудотворца снизу табличкой с надписью NIKOΛ в прямоугольном клейме.

Образ святого Николая является одним из самых распространенных. Известны случаи, когда его почитали как «четвертое лицо» Троицы, а на иконах он иногда располагался мастером на месте Христа. На двусторонних крестах святой Николай мог быть изображен на одной из сторон. Иностранцы, которые побывали в Московском государстве XVII века, писали, что все чтут Николая Угодника и воздают ему «божеские почести».

При создании конкретно этого предмета обратная сторона была выполнена гладкой. Оглавие изделия было создано в виде граненой бусины. На нижнем окончании креста автор выполнил небольшие декоративные вырезы. Крест удалось датировать диапазоном с XV по XVI век.
#4
1 / 3
Крест-тельник
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Крест-тельник

Время создания
XV–XVI века
Место создания
Россия
Размер
3,5x2 см
Техника
медный сплав, литье
Коллекция
Собрание Сергея Афонина, Москва
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%