Кресты относятся к массовым находкам археологических исследований, что подтверждает их широкое использование населением в разные периоды времени. Вместе с ними получили распространение нательные иконки и энколпионы — небольшие ковчежцы, которые имели округлую, прямоугольную или крестообразную форму.
Особенность крестов домонгольского периода заключается в редком использовании сюжетов, иными словами, в отсутствии на таких предметах фигурных изображений, которые представляли распятие Христа или Богоматерь. Однако с XIII столетия количество крестов с ликом Спасителя постепенно начало возрастать.
Кресты в России различались по своим формам. Даже Византия не знала такого количества разных типов христианских крестов. Прямые концы встречались в таких предметах редко, при этом кресты с такой особенностью чаще всего были лишены какого-либо орнамента.
Весьма распространены были кресты с округлым и криновидным окончанием, которое было похоже на цветок из трех лепестков («крину»). Такую форму креста часто называют русской, однако они встречались исследователям больше на Балканах и в Византии.
Кресты в основном изготавливали способом литья. Часть ученых предполагает, что на территории России не существовало отдельных центров производства крестов, а литьевые мастерские были разбросаны по всей территории государства.
Представленный в экспозиции нательный крестик выполнен мастером из меди, в центре расположен образ Спаса Нерукотворного. Справа автор поместил фигуру Богородицы, а слева — Иоанна Богослова. Образ Спаса ремесленник отделил от образа Николая Чудотворца снизу табличкой с надписью NIKOΛ в прямоугольном клейме.
Образ святого Николая является одним из самых распространенных. Известны случаи, когда его почитали как «четвертое лицо» Троицы, а на иконах он иногда располагался мастером на месте Христа. На двусторонних крестах святой Николай мог быть изображен на одной из сторон. Иностранцы, которые побывали в Московском государстве XVII века, писали, что все чтут Николая Угодника и воздают ему «божеские почести».
При создании конкретно этого предмета обратная сторона была выполнена гладкой. Оглавие изделия было создано в виде граненой бусины. На нижнем окончании креста автор выполнил небольшие декоративные вырезы. Крест удалось датировать диапазоном с XV по XVI век.
Особенность крестов домонгольского периода заключается в редком использовании сюжетов, иными словами, в отсутствии на таких предметах фигурных изображений, которые представляли распятие Христа или Богоматерь. Однако с XIII столетия количество крестов с ликом Спасителя постепенно начало возрастать.
Кресты в России различались по своим формам. Даже Византия не знала такого количества разных типов христианских крестов. Прямые концы встречались в таких предметах редко, при этом кресты с такой особенностью чаще всего были лишены какого-либо орнамента.
Весьма распространены были кресты с округлым и криновидным окончанием, которое было похоже на цветок из трех лепестков («крину»). Такую форму креста часто называют русской, однако они встречались исследователям больше на Балканах и в Византии.
Кресты в основном изготавливали способом литья. Часть ученых предполагает, что на территории России не существовало отдельных центров производства крестов, а литьевые мастерские были разбросаны по всей территории государства.
Представленный в экспозиции нательный крестик выполнен мастером из меди, в центре расположен образ Спаса Нерукотворного. Справа автор поместил фигуру Богородицы, а слева — Иоанна Богослова. Образ Спаса ремесленник отделил от образа Николая Чудотворца снизу табличкой с надписью NIKOΛ в прямоугольном клейме.
Образ святого Николая является одним из самых распространенных. Известны случаи, когда его почитали как «четвертое лицо» Троицы, а на иконах он иногда располагался мастером на месте Христа. На двусторонних крестах святой Николай мог быть изображен на одной из сторон. Иностранцы, которые побывали в Московском государстве XVII века, писали, что все чтут Николая Угодника и воздают ему «божеские почести».
При создании конкретно этого предмета обратная сторона была выполнена гладкой. Оглавие изделия было создано в виде граненой бусины. На нижнем окончании креста автор выполнил небольшие декоративные вырезы. Крест удалось датировать диапазоном с XV по XVI век.