Кресты являются одним из главных религиозных символов, их различают по типам назначения. Кресты-тельники — это те маленькие нашейные (нагрудные) крестики, которые христиане получают во время таинства крещения и носят всю жизнь. Нательные кресты представляют собой наиболее частую при археологических раскопках находку.
Для придания символичности различным церковным догмам, а также для художественного восприятия и даже определения гендерной принадлежности нательные крестики изготавливали с разным количеством лучей — от четырех до восьми, кроме того, различной формы. Они могли быть с нижним полукружием, криновидные, то есть в виде лилии, лепестковые, каплевидные и другие. Форма старых крестов могла зависеть и от места изготовления, и от времени — по сути, от моды.
В православной традиции нательный крест имеет восемь лучей. Это наиболее массовый крестик на территории России. Срединная перекладина в восьмиконечном кресте длиннее остальных, над ней — прямая укороченная перекладинка, и под средней же — укороченная косая перекладина.
Большое разнообразие тельников позволяет определить и период его изготовления, и временные рамки культурного слоя, где он найден. Старинные кресты расскажут и о направлении христианского течения, к которому относится находка, и о времени, когда эта местность была заселена и на ней велась хозяйственная деятельность.
Тельник могли просто бросить на дорожном перекрестке, чтобы избавиться от болезни. Или повесить на ветку дерева, чтобы освятить обряд кумовства, когда крест одновременно целовали с двух сторон будущие кумовья, целуясь в то же время друг с другом. А тельник или оставался, или зарывался в землю в особо почитаемых местах.
Существовало поверье, что все неудачи и болезни можно «наговорить» на тельник и оставить его там, где он обязательно попадется постороннему человеку, который возьмет себе и крестик, и проблемы вместе с ним.
Среди предметов из собрания музея выделяются каменные и сланцевые крестики, которые представлены одним целым экземпляром и шестью обломками. Их удалось датировать периодом с XII по XIII век.
Для придания символичности различным церковным догмам, а также для художественного восприятия и даже определения гендерной принадлежности нательные крестики изготавливали с разным количеством лучей — от четырех до восьми, кроме того, различной формы. Они могли быть с нижним полукружием, криновидные, то есть в виде лилии, лепестковые, каплевидные и другие. Форма старых крестов могла зависеть и от места изготовления, и от времени — по сути, от моды.
В православной традиции нательный крест имеет восемь лучей. Это наиболее массовый крестик на территории России. Срединная перекладина в восьмиконечном кресте длиннее остальных, над ней — прямая укороченная перекладинка, и под средней же — укороченная косая перекладина.
Большое разнообразие тельников позволяет определить и период его изготовления, и временные рамки культурного слоя, где он найден. Старинные кресты расскажут и о направлении христианского течения, к которому относится находка, и о времени, когда эта местность была заселена и на ней велась хозяйственная деятельность.
Тельник могли просто бросить на дорожном перекрестке, чтобы избавиться от болезни. Или повесить на ветку дерева, чтобы освятить обряд кумовства, когда крест одновременно целовали с двух сторон будущие кумовья, целуясь в то же время друг с другом. А тельник или оставался, или зарывался в землю в особо почитаемых местах.
Существовало поверье, что все неудачи и болезни можно «наговорить» на тельник и оставить его там, где он обязательно попадется постороннему человеку, который возьмет себе и крестик, и проблемы вместе с ним.
Среди предметов из собрания музея выделяются каменные и сланцевые крестики, которые представлены одним целым экземпляром и шестью обломками. Их удалось датировать периодом с XII по XIII век.