Киотный крест не подходит для ношения на теле: у него другое назначение, кроме того, от нательного он отличается размером и формой. Название этого вида крестов происходит от слова «киот». Это небольшой ящик или сундук, в котором хранятся иконы.
Такие кресты еще в древности размещали на всевозможных воротах: как в частных дворах, так и на воротах города. Кроме того, их часто врезали в дерево, например, на могилах, в поклонных или святых местах, на дорогах.
Как правило, таким крестам мастера придавали восьмиконечную форму: они насчитывали два прямых и два косых перекрестья. Часто художники обрамляли святой символ дополнительными образами: Херувимами, предстоящими святыми и другими подобными изображениями. Такой крест походил силуэтом на храм, он призван был продемонстрировать всю благодать Церкви.
В старину киотные кресты изготавливали из бронзы или меди, а для красоты и сохранности покрывали цветными эмалями. Кроме эмалей, такие изделия украшали и патиной. Патина — это защитный слой из окисей металлов, который на меди или ее сплавах образуется за несколько десятков лет. Но ее можно нанести и искусственно, с помощью некоторых активных химических веществ.
Крест из собрания музея был создан в XIX столетии. Он выполнен из меди с использованием полихромной (разноцветной) эмали. Художник изобразил сцену распятия Иисуса Христа. Согласно Православной традиции, мастера делали фигуру Господа на Кресте немного выгнутой, со слегка провисшими руками. Кроме того, Его показывали с поникшей головой и закрытыми глазами — смерть Спасителя воспринималась тут как глубокий сон.
Обычно сюжеты на крестах были разнообразными, однако случалось, что один и тот же сюжет мог повторяться в течение длительного периода, часто столетиями. Поэтому отнести крест к тому или иному времени довольно сложно. Но при этом можно проследить закономерности в рисунке: в одинаковых сюжетах в какие-то времена распространенными были ровные, аккуратные линии с мельчайшей проработкой деталей, в другие же, на более старинных изделиях, рисунок был грубоват.
Подобных крестов сохранилось очень много: крупнейшие медницы отливали около сотни тысяч изделий в год, а кроме них производством занимались и маленькие мастерские. Стоили кресты недорого, их можно было приобрести не только в церквях, но и на ярмарках.
Такие кресты еще в древности размещали на всевозможных воротах: как в частных дворах, так и на воротах города. Кроме того, их часто врезали в дерево, например, на могилах, в поклонных или святых местах, на дорогах.
Как правило, таким крестам мастера придавали восьмиконечную форму: они насчитывали два прямых и два косых перекрестья. Часто художники обрамляли святой символ дополнительными образами: Херувимами, предстоящими святыми и другими подобными изображениями. Такой крест походил силуэтом на храм, он призван был продемонстрировать всю благодать Церкви.
В старину киотные кресты изготавливали из бронзы или меди, а для красоты и сохранности покрывали цветными эмалями. Кроме эмалей, такие изделия украшали и патиной. Патина — это защитный слой из окисей металлов, который на меди или ее сплавах образуется за несколько десятков лет. Но ее можно нанести и искусственно, с помощью некоторых активных химических веществ.
Крест из собрания музея был создан в XIX столетии. Он выполнен из меди с использованием полихромной (разноцветной) эмали. Художник изобразил сцену распятия Иисуса Христа. Согласно Православной традиции, мастера делали фигуру Господа на Кресте немного выгнутой, со слегка провисшими руками. Кроме того, Его показывали с поникшей головой и закрытыми глазами — смерть Спасителя воспринималась тут как глубокий сон.
Обычно сюжеты на крестах были разнообразными, однако случалось, что один и тот же сюжет мог повторяться в течение длительного периода, часто столетиями. Поэтому отнести крест к тому или иному времени довольно сложно. Но при этом можно проследить закономерности в рисунке: в одинаковых сюжетах в какие-то времена распространенными были ровные, аккуратные линии с мельчайшей проработкой деталей, в другие же, на более старинных изделиях, рисунок был грубоват.
Подобных крестов сохранилось очень много: крупнейшие медницы отливали около сотни тысяч изделий в год, а кроме них производством занимались и маленькие мастерские. Стоили кресты недорого, их можно было приобрести не только в церквях, но и на ярмарках.