Крест-энколпион «Богоматерь Ассунта» был найден в 1880-х годах и затем приобретен историком-краеведом, археологом Николаем Ивановичем Троицким для коллекции Тульского губернского музея «Палата древностей». В Государственном музее-заповеднике «Куликово поле» хранится копия этого креста-энколпиона, изготовленная О.Н. Заидовым в 2013 году.
Это крест с закругленными концами и боковыми выступами, край его окантован невысоким бортиком. На верхнем и нижнем концах — одинарные крепежные ушки на прямоугольном основании. В средокрестии изображена фигура Богоматери, в медальонах — погрудные изображения святых: Космы и Дамиана, Петра и Василия. В средокрестии в верхнем и нижнем медальонах — фрагменты сильно затертых надписей. Рельеф нечеткий.
По типологическим особенностям это нижняя створка креста-энколпиона с рельефным изображением в рост Богоматери Ассунты и полуфигурами святых в медальонах с «перевернутыми» сопроводительными надписями. Можно предположить, что этот крест-энколпион изготовлен в начале XIII века. Однако далеко не все известные экземпляры выполнены именно в это время: преобладают более поздние копии, среди которых есть также кресты, изготовленные пленными русскими мастерами в Золотой Орде. Поэтому нельзя отрицать бытование таких крестов в Московской Руси в течение всего XIV века и даже в более позднее время, когда модель подверглась заметной адаптации.
В православных храмах образы Богоматери — одни из самых почитаемых. Иконописцы писали Богородицу одну, с младенцем, в окружении святых, восседающую на троне и в полный рост, с разными жестами рук и положением головы. Первые христианские иконы попали на Русь из Византии в XI–XII веках. Русские иконописцы перенимали византийские традиции и создавали списки, копии икон. Многие иконы могли называть по месту, где их особенно почитали. На Руси также известны образы, названные эпитетами Богородицы. На кресте-энколпионе — образ Богородицы с открытыми перед собой ладонями. Схожий жест можно увидеть на иконе Благовещения у Божией Матери, только там Богородица держит перед собой одну руку. Начиная с XI–XII веков изображение образа Богородицы с открытыми перед собой ладонями становится уже вполне самостоятельным.
Это крест с закругленными концами и боковыми выступами, край его окантован невысоким бортиком. На верхнем и нижнем концах — одинарные крепежные ушки на прямоугольном основании. В средокрестии изображена фигура Богоматери, в медальонах — погрудные изображения святых: Космы и Дамиана, Петра и Василия. В средокрестии в верхнем и нижнем медальонах — фрагменты сильно затертых надписей. Рельеф нечеткий.
По типологическим особенностям это нижняя створка креста-энколпиона с рельефным изображением в рост Богоматери Ассунты и полуфигурами святых в медальонах с «перевернутыми» сопроводительными надписями. Можно предположить, что этот крест-энколпион изготовлен в начале XIII века. Однако далеко не все известные экземпляры выполнены именно в это время: преобладают более поздние копии, среди которых есть также кресты, изготовленные пленными русскими мастерами в Золотой Орде. Поэтому нельзя отрицать бытование таких крестов в Московской Руси в течение всего XIV века и даже в более позднее время, когда модель подверглась заметной адаптации.
В православных храмах образы Богоматери — одни из самых почитаемых. Иконописцы писали Богородицу одну, с младенцем, в окружении святых, восседающую на троне и в полный рост, с разными жестами рук и положением головы. Первые христианские иконы попали на Русь из Византии в XI–XII веках. Русские иконописцы перенимали византийские традиции и создавали списки, копии икон. Многие иконы могли называть по месту, где их особенно почитали. На Руси также известны образы, названные эпитетами Богородицы. На кресте-энколпионе — образ Богородицы с открытыми перед собой ладонями. Схожий жест можно увидеть на иконе Благовещения у Божией Матери, только там Богородица держит перед собой одну руку. Начиная с XI–XII веков изображение образа Богородицы с открытыми перед собой ладонями становится уже вполне самостоятельным.