Энколпион — небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых, в который помещались частицы освященной просфоры или мощи святых, чтобы охранять человека от различных напастей.
Иконография Страстного цикла сложилась относительно поздно, хотя ряд сюжетов был известен уже в раннехристианскую эпоху. Прототип русских страстных композиций следует искать в росписях древнерусских храмов второй половины XIV столетия, когда все византийское искусство испытывало тяготение к драматическим, психологически напряженным темам.
Распятие — одна из центральных тем во всем христианском искусстве. Каноническая композиция опирается на евангельский рассказ и сообщение апокрифического евангелия Никодима. Первые христиане не изображали сцены Распятия: традиция почитания этого события в религии началась после отмены смертной казни через распятие. Крест как символ стал предметом поклонения.
В изобразительном искусстве Средневековья сложилась детальная иконография Распятия, в которой можно выделить несколько самостоятельных композиций: «Снятие с креста», «Оплакивание», «Положение во гроб». В композиции «Положение во гроб» тело Христа лежит в каменном саркофаге, над которым в центре на втором плане возвышается крест. Фон иконы может быть как темным, так как это самый трагичный момент в земной жизни Иисуса Христа, так и золотым — торжественным, дающим надежду на спасение человечества через смерть Спасителя.
Крест-энколпион был найден в селе Красные Буйцы Тульской губернии и находился в коллекции графа Юрия Александровича Олсуфьева. Затем он был передан им в Тульский областной краеведческий музей и хранился там до 1998 года, после чего экспонат был передан в коллекцию Государственного музея-заповедника «Куликово поле».
На представленном изделии изображен Христос, прислоненный к кресту, Богоматерь и Иоанн Богослов оплакивают его. Такая иконография довольно мало распространена и считается редкой в русской металлопластике. В верхней части креста — надпись «Царь славы», а в нижней части — фигура сидящего на надгробном камне ангела.
Иконография Страстного цикла сложилась относительно поздно, хотя ряд сюжетов был известен уже в раннехристианскую эпоху. Прототип русских страстных композиций следует искать в росписях древнерусских храмов второй половины XIV столетия, когда все византийское искусство испытывало тяготение к драматическим, психологически напряженным темам.
Распятие — одна из центральных тем во всем христианском искусстве. Каноническая композиция опирается на евангельский рассказ и сообщение апокрифического евангелия Никодима. Первые христиане не изображали сцены Распятия: традиция почитания этого события в религии началась после отмены смертной казни через распятие. Крест как символ стал предметом поклонения.
В изобразительном искусстве Средневековья сложилась детальная иконография Распятия, в которой можно выделить несколько самостоятельных композиций: «Снятие с креста», «Оплакивание», «Положение во гроб». В композиции «Положение во гроб» тело Христа лежит в каменном саркофаге, над которым в центре на втором плане возвышается крест. Фон иконы может быть как темным, так как это самый трагичный момент в земной жизни Иисуса Христа, так и золотым — торжественным, дающим надежду на спасение человечества через смерть Спасителя.
Крест-энколпион был найден в селе Красные Буйцы Тульской губернии и находился в коллекции графа Юрия Александровича Олсуфьева. Затем он был передан им в Тульский областной краеведческий музей и хранился там до 1998 года, после чего экспонат был передан в коллекцию Государственного музея-заповедника «Куликово поле».
На представленном изделии изображен Христос, прислоненный к кресту, Богоматерь и Иоанн Богослов оплакивают его. Такая иконография довольно мало распространена и считается редкой в русской металлопластике. В верхней части креста — надпись «Царь славы», а в нижней части — фигура сидящего на надгробном камне ангела.